Купеческие дома 17 18 века. Купеческие дома, усадьбы и особняки, старые здания учебных заведений

Ещё

Мещанин и дворянство
Как жили купцы и дворяне в Москве

Вплоть до революции в Москве существовало два высших светских сословия, которые постоянно соперничали друг с другом и были очень непохожи. Патриархальный быт купечества соседствовал с пышной жизнью дворянства, которое всеми силами старалось угнаться за модой столичного Петербурга.


Б.М. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 год / Т.Е. Мягков. Семейство за чайным столом. 1844 год. Фрагмент


«Газета.Ru» рассказывает о быте московских купцов и дворян в двух разных районах: мещанском Замоскворечье и аристократической Пречистенке. Завтрак аристократа с вилкой

Пречистенка сформировалась в городе, можно считать, случайно, благодаря тому, что в 1524 году был построен Новодевичий монастырь. В конце XVI века здесь пролегала дорога, ведущая в женскую обитель. Вскоре вдоль этого пути возникли городские постройки и новой улице дали неблагозвучное название - Чертольская, в честь ручья Чертороя, протекавшего рядом. Своим звучным именем Пречистенка обязана царю Алексею Михайловичу.

Дорога, ведущая в обитель Пречистой Божией Матери, не могла иметь название, связанное с чертями, так что в 1658 году по указу царя улицу переименовали в Пречистенскую, а Чертольские ворота города, находившиеся в ее начале, - в Пречистенские. Со временем длинный топоним улицы сократили до Пречистенки.


Улица, получив наконец «нестыдное» название, вскоре стала центром притяжения московской знати. С конца XVII века здесь появляются усадьбы, принадлежавшие аристократическим семьям Лопухиных, Голицыных, Долгоруких и многих других. Большинство особняков, построенных в то время, сохранили оригинальную архитектуру до наших дней. Кроме того, имена аристократических обитателей Пречистенки оказались увековечены в названиях переулков: Всеволжского, Еропкинского, Лопухинского и прочих.

В XIX веке Москва считалась тихим патриархальным городом с населением в 250 тыс. человек (с 30-х годов XIX столетия численность достигла 300 тыс.).

Ни помпезной роскоши Петербурга, ни столичных великосветских балов и приемов - одним словом, большая деревня.


Александр Пушкин, описывая прибытие провинциалки Татьяны в дом ее московской тетки, подчеркивал, что девушке приходилось каждый день разъезжать «по родственным обедам», дабы быть представленной «бабушкам и дедам».


Д.Н. Кардовский. Бал в Петербургском Дворянском собрании. 1913


Поддержание родственных связей было крайне характерным для дворянской Москвы: здесь все приходились друг другу тетками, племянниками, кузинами и кузенами. Родственники постоянно наносили друг другу визиты и обсуждали последние семейные новости. Интересно, что делалось это, как правило, за чашкой чая: московское дворянство предпочитало именно этот напиток, тогда как в Петербурге знать любила выпить кофе. Что касается еды, то русская кухня была не в почете у московских дворян, более любивших немецкие, английские, французские и итальянские блюда. Причем на дворянских столах обязательно присутствовали вилки, которые вплоть до конца XIX века оставались нетрадиционными столовыми приборами в купеческих домах.

Старшее поколение московских аристократов чувствовало себя в городе вполне уютно: есть нужные связи, есть с кем поболтать и поиграть в карты, но при этом не тревожит столичная суета и шум.

Однако молодые дворяне часто скучали в такой патриархальной и слишком спокойной для них обстановке.


Особенно этот контраст между светской жизнью в Москве и Петербурге становился заметным зимой, когда свой досуг можно было разнообразить разве что святочными гаданиями.

Александр Грибоедов очень точно передал атмосферу узкого аристократического круга, в котором все друг друга знают, где в почете консерватизм, а взгляды старшего поколения ставятся в приоритет. Доподлинно известно, что как минимум один житель Пречистенки стал прототипом героя комедии «Горе от ума». С начала XIX века в особняке в Обуховском переулке (сейчас это Чистый переулок, 5) жила дворянка Настасья Дмитриевна Офросимова, известная не только в Москве, но и в Петербурге. Женщина эта славилась своим независимым и порой чудаковатым поведением, прямолинейными высказываниями в адрес кого угодно и крутым, своенравным характером.


Дом Настасьи Офросимовой на Пречистенке


Петр Вяземский писал о ней: «Офросимова была долго в старые годы воеводою на Москве, в московском обществе имела силу и власть». Один из ее современников так описывал барыню: «Старуха высокая, мужского склада, с порядочными даже усами; лицо у нее было суровое, смуглое, с черными глазами; словом, тип, под которым дети обыкновенно воображают колдунью».

Если Грибоедов в своей комедии вывел ее под именем неприятной старухи Хлестовой, то Лев Толстой, наоборот, подчеркнул положительные стороны московской дворянки, списав с нее героиню романа «Война и мир» Марью Дмитриевну Ахросимову, которая помешала Наташе Ростовой сбежать с Анатолем Курагиным.

Будь лучше пьяница, да не одевайся по моде

Замоскворечье начало заселяться в начале XIII века, а уже к началу XVII века здесь начинают жить купцы: в этой местности оказались самые дешевые земли, возможно, из-за того, что низинная местность часто подтоплялась, а почвы были глинистыми.



Панорама Замоскворечья со стороны Кремля. Д. Индейцев, акварель, около 1850 года / Кликабельно


Заречное купечество сохранило патриархальный, степенный уклад быта. Вставали обычно часу в четвертом утра и так же рано отходили ко сну. «Ложатся спать в девятом часу, и в девять часов все Замоскворечье спит.

По улице нет никого, кроме собак. Извозчика и не ищите», - описывал Александр Островский режим дня купечества в очерке «Замоскворечье в праздник».


Особенно отличалась мода жителей этого района. «У нас никогда по моде не одеваются, это даже считается неблагопристойным. Мода - постоянный, неистощимый предмет насмешек, а солидные люди при виде человека, одетого в современный костюм, покачивают головой с улыбкой сожаления; это значит, человек потерянный. Будь лучше пьяница, да не одевайся по моде», - писал знаменитый драматург.

Надо отметить, что Замоскворечье не оставляло равнодушными не только русских писателей, но и иностранных. Например, французский литературный деятель Теофил Готье так отзывался об этом районе: «Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющим золотом крестами… Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание».

Золотых куполов в Заречье действительно было великое множество. Самый крупный храм Замоскворечья - храм Священномученика Климента, Папы Римского. В этом же районе находится храм Николая Чудотворца на Берсеневке, который составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова.

Не менее примечателен храм Святителя Николая в Толмачах, домовая церковь при Третьяковской галерее, где постоянно хранится икона Владимирской Богоматери, а на праздник Святой Троицы сюда переносят икону Рублева «Троица». И это далеко не все: московское купечество чтило православные традиции, и богатые купцы считали за благое дело жертвовать деньги на строительство и восстановление храмов.

Умели купцы и отдыхать. Так красиво чаевничать могло только степенное купечество Златоглавой.

«Вот направо, у широко распахнутого окна, купец с окладистой бородой, в красной рубашке для легкости, с невозмутимым хладнокровием уничтожает кипящую влагу, изредка поглаживая свой корпус в разных направлениях: это значит, по душе пошло, то есть по всем жилкам. А вот налево чиновник, полузакрытый еранью [геранью], в татарском халате, с трубкой [фабрики] Жукова табаку, то хлебнет чаю, то затянется и пустит дым колечками».


Кстати, в чай никогда не добавляли сахар, поскольку считалось, что это портит вкус напитка: его всегда пили только вприкуску с сахаром.


Б.М. Кустодиев. Московский трактир. 1916


Конечно, купеческие семьи отдыхали не только дома. Традиционным развлечением были ярмарки и гулянья, которые проходили по главным московским улицам вокруг Кремля, в Сокольниках и в Марьиной Роще, а также в тогдашних пригородах - в Царицыне, Кунцеве, на Воробьевых горах, в Коломенском и Архангельском. Дворяне на лето уезжали в свои загородные имения, так что купцам никто не мешал слушать полковые оркестры, веселиться с цыганами и смотреть вечером на фейерверки.

К середине XIX века в моду у купцов стали входить театры. Причем особой популярностью пользовались пьесы драматического или комедийного характера, напоминавшие ярмарочные представления на бытовые темы.

А вот оперы и особенно балеты - из-за странных костюмов и поведения актеров на сцене - купцы не понимали и недолюбливали.


Постепенно купцы Замоскворечья начали перенимать атрибуты дворянской жизни и устраивать торжественные обеды и балы в своих домах. Впрочем, и тут не обходилось без мещанской специфики. Дома купцов делились на две части - парадную и жилую. Парадная часть обычно обставлялась как можно более роскошно, но не всегда со вкусом. Интересной особенностью было то, что все подоконники в парадных комнатах были заставлены разнокалиберными бутылками с наливками, настойками, медом и т.п. Из-за этого окна открывались плохо и комнаты практически не проветривались. Воздух освежали, окуривая помещения мятой, уксусом или «смолкой» (комком смолы в кулечке из бересты, сверху на который клали тлеющий уголек).

Как показало время, Москва осталась верна купеческим традициям. Бурное развитие промышленности в России после отмены крепостного права привело к усилению мещанского сословия, представители которого становились фабрикантами и предпринимателями. Так купечество начало вытеснять дворянство и с Пречистенки.

С середины XIX века дворянские усадьбы активно скупались новыми буржуа.


Вместо старых дворянских фамилий на Пречистенке зазвучали новые, купеческие: Коншины, Морозовы, Пеговы, Рудаковы. Вместе с этим менялся облик улицы: классические особняки перестраивались в более пышные и помпезные, чтобы было «дорого-богато». «Новые дома ошеломляют прохожего всею разнузданностью своего явно извращенного и тупого вкуса и заставляют проливать поздние слезы о погибающей, если не погибшей окончательно красавице столице», - именно так писал об этих событиях «Архитектурно-художественный еженедельник» в 1916 году.

Елизавета Королева
«Газета.ру», 9 котября 2016

Три уникальных деревянных усадьбы располагаются недалеко друг от друга на ул. Первого мая (бывшей ул. Купеческая). Здания построены в 1830 - 1861 годах и сохраняют ампирные черты типовых "образцовых" проектов провинциального городского жилья I половины XIX века.

Особый интерес представляют биографии местных купцов - текстильных фабрикантов, - строителей и последующих владельцев этих памятников архитектуры.
Усадьба священника (ул. Первого мая, 3)
Усадьба священника соседней Воскресенской церкви представляет собой характерный образец застройки Павловского Посада 1850-1860-х гг.


Деревянное здание с редкой полнотой сохранило черты провинциального городского жилья своего времени. К дому, выходящими окнами на улицу примыкает тёсовый забор с воротами и калиткой. Хозяйственный двор замыкает бревенчатая связь кладовых и сараев, отделяя его от территории сада.
Одноэтажный с мезонином рубленый жилой дом и вместительные холодные сени поставлены на высоком подполье, а смежный с сенями прируб для кухни - на кирпичном полуподвале. Основной объём здания в своей типологии, внутренней планировке и отдельных деталях сохраняет отзвуки архитектуры ампира.

План дома священника.
Основываясь на пропорциях плана, симметрии лицевого фасада, увенчанного крутым щипцом мезонина, - можно прийти к выводу, что строительство дома производилось по одному из "образцовых" проектов типового строительства начала XIX века.
Тёсовая обшивка фасадов, имитирующая мелкий ленточный руст, фигурные наличники окон и большинство оконных заполнений относятся к 1900-м годам.
Из прежних художественных форм уцелели карниз мезонина с мутулами, восьмистекольная рама и строгие оконные обрамления с декоративным замком на боковом дворовом фасаде, наружная дверь с ампирным рисунком филенок.

Структура здания, выраженная в трёхчастной схеме плана, наличие подпола, боковой вход и преобладане высоты жилого переднего сруба сближает памятник с крестьянским жильём.
Внутри дом носит следы позднейших перепланировок.

Из элементов интерьера от старого времени сохранилась изразцовая печь и лестница в сенях, ограждённая точёными перилами.
Усадьба Р.Л. Щепетильникова (ул. Первого мая, 7)
Усадьба представляет собой образец богатого купеческого владения середины XIX века. Комплекс усадьбы представлен главным домом и длинным рядом дворовых построек. В прошлом в глубине участка находился сад.

Фотографии 2009 г. - 2013 г..
Большой двухэтажный купеческий дом поставлен на красной линии бывшей "Купеческой" улицы, выходя на него семиоконным фасадом. Первый этаж здания сложен из кирпича на белокаменном цоколе и оштукатурен. Деревянный второй этаж обшит тёсом "под руст".
Жилой дом был сооружён по "образцовому" проекту первой половины XIX в. в 1861 году и сохраняет черты ампирной постройки.

План первого этажа дома Щепетильникова.
В былые времена средняя часть лицевого фасада была завершена треугольным деревянным фронтоном, ныне утраченным. На первом этаже среднюю часть здания подчёркивают арочные формы нижних оконных проёмов.

Плоскости стен украшены строгими ленточными наличниками с верхней полкой и рельефными каменным замками, уцелевшими над окнами второстепенных фасадов.
Определённое изящество вносит в архитектуру дома псевдоготический мотив стрельчатой перемычки, присутствующий в трехчастных окнах второго этажа, выходящих на двор.
Деревянная тыльная часть здания со следами позднейших переделок вмещает в себя лестницу, холодные сени с чуланами и квартиры, устроенные в новейшее время. Со стороны двора дом увеличен пристройкой середины ХХ века.

Верхний, парадный этаж несколько выше первого. План основного старейшего объёма здания не понёс существенных утрат. Помещения соединены по принципу круговой анфилады. По главному фасаду расположен центральный зал с двумя фланкирующими его угловыми помещениями. Стены обтянуты карнизами. В интерьере сохранились белые изразцовые печи и массивные двупольные двери с усложненным рисунком филёнок.
Одноэтажные бревенчатые с открытым срубом хозяйственные постройки образуют несколько связей из ряда изолированных помещений под общей кровлей.

Дом построил ратман Павловского Посада в 1848, 1849, 1852 годах, Богородский купец III гильдии, владелец фабрики шёлковых и хлопчато-бумажных материй "при селе Вохне", выделывавшей нанку и "ластик", старообрядец Родион Леонтьевич Щепетильников (ок. 1777-1852). Родион Леонтьевич был женат на Анне Егоровне (1778-до1846), подарившей мужу детей: Якова (род. 1803), Степана (род. 1805), Наталью (1809), Савелия (род. 1815), Матрону (род. 1817).
Фабрика Щепетильникова располагалась на левом берегу р. Вохонки, севернее моста в конце ул. Дзержинского (Широковской) [см. карту ].

После Родиона дом унаследовал купец III гильдии, владелец ткацкой и красильной фабрики в Павловском Посаде, Яков Родионович Щепетильников (1803-?), женатый на бывшей крестьянке села Павлово (Вохна) Пелагее Петровне (1811-?). По материалам 1857 г. у него были дети: сыновья Андрон (Андрей) (1830-?) и Егор (1836-?) и дочери Авдотья и Наталья (1833-?). В 1857 году указывалось, что свой дом он унаследовал от отца . Таким образом, указание дома у Е.Н. Подъяпольской как "усадьба Я.Р. Щепетильникова" - нуждается в коррекции.

Затем дом перешёл во владение Андрона (Андрея) Яковлевича , владевшего родовым предприятием в 1888 году и женатого на Настасье (Анастасии) Сидоровне, урождённой Кузнецовой (1833-?), от которой он имел шестерых сыновей: Василия (род. 1853), Ивана (род. 1855), Петра (род. 1856), Степана, Матвея и Константина. Интересно, что Анастасия Сидоровна Щепетильникова-Кузнецова приходилась старшей сестрой одному из крупнейших промышленников и предпринимателей России конца XIX-нач. XX вв. - Матвею Сидоровичу Кузнецову (1846-1911), владельцу известного "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова" . После смерти Сидора Терентьевича Кузнецова (1806-1864) его фарфоровые фабрики переходили по наследству к его единственному сыну - Матвею, которому тогда было всего 18 лет. По некоторым сведениям, А.Я. Щепетильников исполнял обязанности одного из его опекунов . К 1890 г. Анастасия Сидоровна была владелицей хлопчато-бумажной фабрики в Павловском посаде с 40 рабочими, которой управлял её сын Пётр Андреевич.
Впоследствии дом перешёл старшему сыну А.Я. Щепетильникова - Василию Андреевичу Щепетильникову - купцу, городскому уполномоченному Павловского Посада (в 1914-1918 гг.), члену попечительского совета женской прогимназии Павловского Посада (1907) и городской общественной больницы (1911-1918 гг.), попечителю старообрядческой церкви св. Великомученика Дмитрия Солунского в Павловском Посаде (1915 г.) . В 1917 г. родовой дом Щепетильниковых с землёй оценивался в 6529 рублей.

Усадьба Н.Ф. Фролова (ул. Первого мая, 6)
Деревянная усадьба занимает удлинённый участок, выходящий на высокий левый берег Вохонки. Добраться до неё довольно сложно, так как она включена в окружённый общим забором квартал жилых зданий.

Фотография 2009 г.
Усадьба была основана купеческой семьёй Фроловых в первой половине XIX века. Усадьба не связана с городской средой и, имея ориентацию на речную долину, стоит особняком.
Дом поставлен в середине участка, в саду, террасами спускающемся к реке. Глубокий двор ограничен бревенчатой хозяйственной постройкой.


План дома Фроловых.
Деревянный одноэтажный жилой дом был возведён в стиле ампир в 1830-1840 годах. Он поставлен на кирпичном цоколе и обшит тёсом. Главный фасад, обращённый к реке, украшен террасой и завершён светёлкой. Боковые фасады завершены мезонинами. Вход в здание со двора лежит через холодные сени, к которым примыкает позднейшая кухонная пристройка с открытым срубом.

Черты ампира, отчётливо выраженные в объёмно-плановой композиции здания, в наружной его обработке довольно сдержанны. Характерны формы светёлки и мезонинов: группировка и абрис окон, разорванные внизу фронтоны, рустовка углов "в разбежку". Со стороны сада дом украшен выемчатой резьбой досок-прибоин с декоративными мотивами классицизма. Терраса, нарядно убранная точёными столбиками и пропильной резьбой, перестраивалась в начале ХХ века.

Планировка дома, по словам авторов "Памятников архитектуры Московской области", "варьирует распространённую схему особняков послепожарной Москвы, но была частично изменена при квартирном расселении. Центром композиции плана здания служит небольшой внутренний коридор, объединяющий смежные помещения по принципу кольцевой анфилады. Парадные комнаты с более высокими окнами обращены в сад.
В доме сохранились белые изразцовые печи нескольких типов, ампирные двустворчатые и однопольные двери, тянутые карнизы. Гостиную украшает плафон. В одной из жилых комнат- лежанка.
Однокомнатные симметричные мезонины по бокам здания занимает жильё. Одно из помещений с кафельной печью перекрывает ложный коробовый свод (молитвенная комната?).

Правый от гл. входа мезонин.
По всей видимости, дом был возведён на средства Павлово-Посадского купца III гильдии (в 1854 г.), вышедшего в купечество из местных крестьян, Никиты Фаддеевича Фролова (1803-до 1870?). После него дом принадлежал двум его сыновьям - Никите и Демьяну. Старший - Никита Никитич Фролов (1820-?), указывался как владелец местного красильно-бумажного заведения в 1870 и 1880 годах, а в 1877 г. исполнял обязанности гласного Городской Думы. Его жена - Аксинья Парфёновна (урождённая Малышева;1826-?), с 1880 г. по духовному завещанию своего отца, Парфёна Семёновича Малышева, унаследовала его двухэтажную деревянную ткацкую фабрику с красильней на Крутобережной улице. Аксинья Парфёновна родила мужу сыновей: Василия (род. 1841; ж. Марья Митрофановна (род. 1845), дети - Ольга, Анна, Митрофан, Александр, Иван), Ивана (род. 1854; ж. Аграфена Алексеевна (род. 1857), дети - Татьяна, Мария, Екатерина, Анна, Василий), Сергея (род. 1860; ж. Евдокия Тихоновна, дети - Анна, Наталья, Надежда, Мария, Антонина), Павла (род. 1862) и Фёдора (род. 1867).
Купец II гильдии Демьян Никитич Фролов (1832-1902), женатый на Наталье Ивановне, с 1877 по 1885 г. два срока был гласным Городской думы Павловского Посада, а в 1882 г. временно исполнял обязанности городского головы. В начале ХХ в. домом владели наследники Никиты Никитича...

В одном квартале с усадьбой растёт вот такой удивительный старинный дуб.

А. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на .

1. Галкина Е., Мусина Р. Кузнецовы. Династия. Семейное дело. М. 2005. С. 21; 30, 142, 337, 341.
2. Жукова Е. В. Старый Павловский Посад. М. 1994. с. 35-36, 100.
3. Щепетильниковы: Ситнов В. Обыватели Павловского Посада до 1917 г. Павловский Посад, 2012, с. 121.
4. Подъяпольская Е.Н., Смирнова Г.К. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 4. М., 2009, № 199, с. 267-268.
5. Фроловы: Ситнов В. Обыватели Павловского Посада до 1917 г. Павловский Посад, 2012, с. 106-107.


Так оплакивала знаменитая поэтесса ту уходящую полудеревянную Москву (а перед Первой Мировой 52% зданий в Первопрестольной были из дерева). Но несмотря на строительный бум 1900х-1910х и масштабную перестройку города на протяжении всего XX в., а теперь и начала XXI в., в Москве удивительным образом продолжают сохраняться деревянные дома.

Среди них и рядовая двухэтажная застройка, и нелепые хозпостройки-сараи, и настоящие шедевры деревянного зодчества - и всё это вполне может быть даже внутри Садового кольца. Всего же в столице осталось не > 200 деревянных зданий, причём в чистом виде и того меньше - чаще всего они оштукатурены "по камень".




2004

Деревянный сруб с башней (храм?) в Коломенском - по-моему, привезенный откуда-то с севера
(сейчас там многие экспонаты деревянного зодчества перемещаются в другую часть парка - может, и этот переехал)

2005

Деревенский дом неподалёку от Крутицкого подворья:

С виду каменный, но вероятно оштукатуренный деревянный особняк на Новой Басманной
(правее - Басманная полицейская часть, здание 1780х)

Деревянная галерея и лестница с внутренной стороны одной из башен Данилова монастыря:

Наш второй, деревянный "Кремль" - Русское подворье и Вернисаж в Измайлове
Панорама с острова (и какой сейчас век? :)

Красивейший недостроенный в июне 2005 терем внутри подворья
(если не сгорел, то сейчас достроен)

Резное крыльцо там же:

Одна из башен "Кремля-2" со двора:

"Свистать всех наверх!"
Кафе "Бригантина" на территории Измайловского вернисажа:

Останкинский дворец-музей (1792-1798) в усадьбе Шереметевых напротив ТВ-башни:

Его "собрат" в усадьбе Кусково (1769-1775):

Ничем не примечательные "дачи" в Царицинском парке
(видимо, снесены в результате недавней большой реконструкции в Царицине):

Типичный образец послепожарной (после 1812) застройки Москвы - вишнёвый домик недалеко от Третьяковки:

Интересный ампирный особняк А.Арсеньевой (1834) на Большой Ордынке:

2006

Бревенчатая изба недалеко от МИДа:
(UPD - всё, весной 2008 дом снесён)

Ворота ("воссозданы" в 1951-1954) сгоревшего дома Поливанова (1822-1823) в Денежном переулке, на Арбате:

Нелепая пристройка в проулках на Садовом кольце, недалеко от Красных ворот:

Дом с резными наличниками в Б.Саввинском переулке:

Длинный коричневый дом начала XX в.
в переулках Плющихи и (у)местный там ("3 тополя...") июньский пух:

Мой самый любимый деревянный дом в Москве, один из красивейших и старейших в городе -
одноэтажный особнячок Г.А.Палибина (1818), там же на Плющихе:

т.н. "Погодинская изба" - дом профессора МГУ М.П.Погодина на Девичьем поле (1856):
недавно на памятнике архитектуры нынешние владельцы здания вставили стеклопакеты, идиоты

Двухэтажная Каланчёвка
полудеревянный дом и полуголые роллеры:

"Малые архитектурные формы" во дворах Каланчёвки:

Приплюснутый "сарай" в Нескушном саду:

"Резной" зелёный дом в переулках Мясницкой:

Старые домики купеческой Таганки:

Наполовину деревянный дом XIX в. на Рогожке
(говорят, обречён - на его месте планируется гараж-стоянка):

"Мой дядя самых честных правил..."
домик дяди Пушкина на Старой Басманной, у Разгуляя (1810е-1820е) и новый "доходный" дом за ним (1999):

Обшитый сайдингом дом в переулках Нового Арбата:

Дом-музей на М.Молчановке - здесь у своей бабули жил Миша Лермонтов во время учёбы в Университете:

"Архитектурный" хаос по-московски - в Колымажном переулке на Волхонке, напротив ХХС:
сталинская башня, свежий элитный и дореволюционный доходный дом и храм XVIII в. с деревянными пристройками:

Как цари новой династии пытались сделать из средневекового города европейскую столицу

В XVII веке в Москве появились нарядные храмы русского узорочья, первый водопровод и каменный мост. А ещё XVII век стал бунташным столетием, когда мелкие и крупные восстания в городе сменялись разрушительными пожарами. Посмотрим, как выглядела Москва Романовых в это непростое для них время.

Каменщики за работой.
Книжная миниатюра XVI века

Где Москва начиналась и заканчивалась

К тому времени, как начал царствовать Михаил Фёдорович Романов, Москва уже стала крупным мегаполисом. Путешественники сравнивают столицу с Парижем, Лондоном и Константинополем. Москва кажется им больше, чем она есть, из-за внушительных расстояний и хаотично построенных зданий. Единого плана застройки нет, и большую часть городского пространства занимают сады, огороды и пустыри. Москва внешне напоминает деревню.

«…при большинстве домов находятся обширные пустыри и дворы, к очень многим домам примыкают ещё и огороды, плодовитые сады, да, кроме того, разделяют их друг от друга довольно обширные луга, вперемежку с ними бесчисленные, можно сказать, церкви и часовни; следовательно, в ней нет такого множества народа, как полагали некоторые, обманувшись её обширностью с виду».

А. Мейерберг, австрийский посланник.

«Путешествие в Московию барона Августина Майерберга»

Население Москвы составлял в основном посадский люд - ремесленники и торговцы. Их дворы делили город на слободы, которых к XVII веку было около 140. У каждой слободы была своя специализация: в одной жили кузнецы, в другой - кожевенники, в третьей - гончары, в четвёртой - каменщики.

Как и другие средневековые города Европы того времени, Москва застраивалась по радиально-кольцевому принципу. В центре размещался Кремль - княжеский дворец с церквями, окружённый рвом и стеной. Торговые и ремесленные слободы теснились вокруг Кремля и связывались сеткой улиц. Улицы прерывали укрепления, которые окольцовывали город от центра к окраинам - чем дальше от Кремля, тем шире. Вдоль защитных стен устраивались круговые улочки.

Одна из московских слобод на гравюре XVII века

Каменщики за работой. Книжная миниатюра XVI века

«План Сигизмунда» - карта Москвы, составленная поляками в 1610 году

Москва состояла из четырёх колец: Кремля, Китай-города, Белого и Земляного городов. У такой планировки в Средние века были свои преимущества: если неприятель возьмёт Земляной город или пожар уничтожит все деревянные дома, их остановит следующая линия каменных стен. Но чем дальше мы уходим от Средних веков, тем меньше смысла строить город кольцом. Крепостные стены теряют значение, а поддерживать их дорого.

В XVII веке Кремль утрачивает оборонительное значение и превращается в парадную царскую резиденцию.

Как выглядела Москва: дома, палаты и церкви

Основа города в XVII веке - деревянная, и эта особенность сохранится за Москвой до XIX века. Но постепенно строится всё больше каменных церквей и палат. Они теснятся на территории Китай-города и Белого города - зажиточных торговых районов Москвы.

Типовой жилой дом в XVII веке - деревянный, с одним или двумя этажами. При строительстве домов в ремесленных слободах использовалась одинаковая технология. Плотники соединяли брёвна-венцы в сруб, перекрывали его крышей из тёса и прорубали небольшие световые оконца. Производство стекла в XVII веке ещё не наладили, поэтому оконные проёмы закрывали слюдой или промасленным холстом.

Готовый сруб с окнами и крышей назывался клетью. Клеть ставилась на землю или другой сруб - подклет. Подклет использовался для хранения продуктов и скарба. Жилое помещение - горница - располагалось наверху. Если дом становился тесен, к нему пристраивали новую клеть. По такому принципу строились не только жилые дома, но и деревянные княжеские дворцы.

Улицы Москвы XVII века на гравюре Адама Олеария

Из срубов-клетей состоял княжеский дворец в Коломенском - самое масштабное деревянное строение в Москве XVII века

Палаты бояр Романовых в Зарядье

Каменные палаты бояр и купцов можно пересчитать по пальцам. Благодаря прочному материалу некоторые сохранились до наших дней: палаты бояр Романовых и старого английского двора в Зарядье, палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной и Симеона Ушакова - в Ипатьевском переулке.

От домов ремесленников палаты купцов, бояр и князей отличал не только строительный материал, но и размеры и обстановка. Палаты строились в два или три этажа. Первый ярус, почти без окон, всё так же использовался под склад. На втором этаже устраивалась трапезная, библиотека и жилые помещения мужской половины дома. Третий этаж отводился женщинам. Там располагалась комната с большими окнами для занятий рукоделием - светлица - и, конечно, спальни.

Церковь святой Троицы
в Никитниках - образцовый храм
в стиле узорочья

Церкви были первыми и самыми высокими каменными зданиями Москвы. Их количество поражало ещё при въезде в город. Блестевшие на солнце купола выстраивались вдоль линии горизонта и возвышались над остальными зданиями.

«В Кремле и в городе очень много церквей, часовен и монастырей; внутри и вне городских стен их насчитывается более 2 000, так как теперь каждый из вельмож, имеющий некоторое имущество, велит себе построить особую часовню; большинство из них из камня. Каменные церкви все внутри с круглыми сводами».

Адам Олеарий, немецкий путешественник.

«Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно»

В середине века вместо массивных храмов с толстыми стенами зодчие начинают строить нарядные церкви в стиле узорочья. Фасады украшают разноцветные изразцы, традиционные кокошники и пока непривычные элементы западноевропейской архитектуры, которые каменщики подглядели на гравюрах. Архитекторы меньше следуют строгим церковным канонам и больше экспериментируют.

Узорочье стало первым шагом к обмирщению архитектуры. В 80-х годах XVII века облик церквей снова меняется, и на смену узорочью приходит новый стиль - нарышкинский. Его используют в строительстве при царском дворе и в домах близких к двору вельмож. Название стиля связано с тем, что заказчиками самых ярких его памятников были бояре Нарышкины.

Шествие на осляти. Гравюра из книги Адама Олеария

Церковь святой Троицы в Никитниках - образцовый храм в стиле узорочья

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Композиция здания становится симметричной, все ярусы стремятся к центральной оси. Мастерство каменщиков растёт - теперь они думают не только об украшении, но и о целостном впечатлении от здания.

Столичные здания в нарышкинском стиле сменит петровское барокко, но это будет только в начале следующего века.

Как Москва жила: городские бедствия, быт и развлечения

XVII век - время восстаний, пожаров и эпидемий. Слободы горели не меньше 10 раз за столетие, постоянно случались заражения грязной водой из протоков Москвы-реки, а инфраструктура была развита недостаточно, чтобы предотвратить бедствия. Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович начинают обустраивать город по европейскому образцу.

Водопровод устроили в Водовзводной (Свибловой) башне, вода в которую поступала
из Москвы-реки

Инфраструктура

Первый водопровод в Кремле спроектировал англичанин Христофор Галовей в 1631–1633 годы. До этого момента Кремль снабжали водовозы и примитивный самотёчный водопровод. Теперь вода подаётся в нижний ярус Водовзводной башни самотёком, а водоподъёмная машина качает её в резервуар верхнего яруса башни. Оттуда вода поступает по трубам в сады и дворцы Кремля.

Водопровод устроили в Водовзводной (Свибловой) башне, вода в которую поступала из Москвы-реки

А. М. Васнецов. «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века». В 1680 году кирпичные стены Кремля выкрасили известью в белый цвет

Первый каменный мост в Москве строили 40 лет и торжественно открыли в 1680-е годы. Его называли Всехсвятским, позже - Большим Каменным. Его деревянные предшественники были временными: их разбирали вместе с зимними заморозками и весенними паводками, а потом снова собирали. «Живые» мосты удивляли приезжих.

«Мост близ Кремля, насупротив ворот второй городской стены, возбуждает большое удивление, он ровный, сделан из больших деревянных брусьев, пригнанных один к другому и связанных толстыми верёвками из липовой коры, концы коих прикреплены к башням и к противоположному берегу реки. Когда вода прибывает, мост поднимается, потому что он держится не на столбах, а состоит из досок, лежащих на воде, а когда убывает, опускается и мост».

Павел Алеппский, архидиакон Антиохийской православной церкви.

«Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века»

Временные мосты легко собрать и разобрать при нападении неприятеля. Но необходимость защищать Кремль с воды постепенно сходит на нет. Зато царская резиденция украшается всё пышнее - как и нарядная Спасская башня с часами, каменный мост стал главной достопримечательностью города.

Комментарий ПИК

Образование и городские развлечения

Жизнь москвичей не ограничивалась тяжёлым трудом и спасением от пожаров. Бойкая книжная торговля, высшее образование и городские гуляния тоже новшества XVII века.

Московский печатный двор восстановили после разорения поляками в 1620 году. Если раньше он обслуживал только государев двор, то в XVII веке появляются частные торговцы книгами и книжный ряд. Чтение к концу столетия становится доступным развлечением. В продаже у книготорговцев можно найти книги по военному делу, буквари и сборники поэзии.

При Печатном дворе открывается библиотека, в 1687 году - первое высшее учебное заведение. Славяно-греко-латинскую академию основали братья Лихуды, греческие православные монахи. Здесь жителей разных сословий на протяжении 12 лет обучали греческому языку, риторике, логике и грамматике.

Московский печатный двор на Никольской улице

Городское гуляние. Гравюра из книги Адама Олеария

Во время престольных праздников и официальных зрелищ москвичи XVII века прогуливались по новому каменному мосту, смотрели выступления скоморошьего и кукольного театров, покупали сласти на ярмарках и с любопытством наблюдали торжественные въезды иноземных послов.

Уже в следующем столетии Москву будет не узнать: на улицах появятся первые масляные фонари и городские усадьбы, а балы и салоны станут любимыми развлечениями горожан.

Перейти в XVIII век

Дворяне, купцы и мещане: как жили люди разных сословий в Москве XVIII века

Вид Красной площади в 1783 году

Москва уже полвека как не столица. Обширные дворянские усадьбы соседствуют с лачугами и чёрными избами. С одной стороны - праздность и светские приёмы, с другой - картофельная похлёбка и монотонный ежедневный труд.

Горожане высшего сословия. Могли нигде не работать, но редко пользовались этим. Мужчины служили в армии, государству или двору. В придворной жизни участвовали и женщины, но в Москве, в удалении от столицы, такой возможности у них не было.

Уровень жизни городских торговцев был разным. В отличие от ремесленников, которые торговали только предметами своего производства, купцы пользовались преимуществом и могли продавать самые разные товары: от щепетильных (нижнее бельё и парфюмерия) до колониальных (чай, кофе и специи).

Новый тип городских обывателей. Бывшие жители ремесленных слобод постепенно становятся наёмными рабочими. Вместо занятия мелким производством они отправляются на мануфактуры или в дома знати за зарплату.

Неизвестный художник.
Вид Москвы в XVIII веке

Дома

Застройка Москвы шла неравномерно. Широкие мощёные камнем улицы переходили в деревянные мостовые. Жалкие лачуги кучно стояли вокруг дворцов и домов знати. Некоторые районы напоминали пустыри, в других теснились бедные дома, третьи впечатляли столичным блеском.

«Неправильная», «необычайная», «контрастная» - так описывали Москву иностранцы, которым удалось побывать здесь во времена Елизаветы и Екатерины II.

«Я был удивлён странным видом Смоленска, но несравненно более меня поразила неизмеримость и разнообразие Москвы. Это нечто настолько неправильное, своеобразное, необычайное, здесь всё так полно контрастов, что мне никогда не случалось видеть ничего подобного».

Вильям Кокс, британский путешественник.

«Путешествия по Польше, России, Швейцарии и Дании»

Дворяне

Адольф Байо. Дом Пашкова на Ваганьковском холме

Адольф Байо. Дом Пашкова
на Ваганьковском холме

В Москве селились дворяне средней руки, поэтому особняки чаще строились в дереве. Они страдали от пожаров и вновь выстраивались по «красной линии» - она обозначала границы строительства на каждой улице. Дома самых богатых фамилий строили из камня знаменитые архитекторы. До наших дней сохранились именно эти здания. Самый впечатляющий пример дворянского жилья XVIII века - дом Пашкова, который, как предполагают, был построен по проекту архитектора Василия Баженова.

Купцы

Неизвестный художник. Вид
улицы Ильинки в Москве XVIII века

Типичный купеческий дом был двухэтажным. Первый этаж мог быть каменным, второй - деревянным. Европейская практика, когда купцы селились над собственными лавками, ещё не стала популярной, потому что торговые ряды выносились в отдельные районы города. Ближе к концу века, при Екатерине II, в Москве появляется новый тип жилья - доходные дома. На верхних этажах доходных домов находились жилые комнаты купцов и квартиры под аренду, внизу - лавки и магазины. Одним из первых доходных домов такого типа в Москве был дом Хрящева на Ильинке.

Мещане

Неизвестный художник. Вид улицы Ильинки в Москве XVIII века

Неизвестный художник. Вид улицы
Ильинки в Москве XVIII века

Как и жители ремесленных слобод в XVII веке , мещане селились в простых деревянных домах. Их быт менялся медленнее, чем у более богатых сословий. Дома дворян и купцов строились по последней моде, дома мещан - по привычке. Единственное изменение произошло во внутреннем устройстве дома: вместо общего для всей семьи помещения в домах теперь появляются отдельные комнаты.

Комментарий ПИК

Дворяне

Распорядок дня

Дворяне

П. Пикар. Московский Кремль в начале XVIII века

П. Пикар. Московский
Кремль в начале XVIII века

Офицеры приходили в казармы к 6, чиновники - к 7–8 утра. К полудню заканчивались смотры и парады, а присутствия прерывались на обед.

Светский человек просыпался ближе к полудню. После завтрака следовала прогулка по парку или поездка в сопровождении скорохода - слуги, пешком сопровождавшего экипаж. Затем - обед, театр и бал, который продолжался до утра.

«Дворянин, который желает быть светским человеком, должен иметь датскую собаку, скорохода, много прислуги (дурно одетой) и француза‑учителя».

Тесби де Белькур, капитан французской службы.

«Записки француза о Москве, 1774 г»

Купцы

Б. Кустодиев. Гостиный двор

Б. Кустодиев. Гостиный двор

Торговля в Москве начиналась рано, поэтому уже к 6 утра купец открывал свою лавку в Гостином дворе или на первом этаже жилого дома. На месте он пил чай, обильно обедал, общался с торговцами по соседству. Вечером посещал трактир или ярмарку, а уже в девятом часу погружался в сон.

Мещане

Деталь фабричной марки Большой Ярославской мануфактуры. Середина XVIII века

Деталь фабричной марки Большой
Ярославской мануфактуры. Середина XVIII века

Ремесленники работали на дому, в жилых помещениях или внутреннем дворе. Участие в работе принимали все домашние, даже дети. Из-за появления мануфактур и организованного производства некоторым ремесленникам стало невыгодно работать на себя, и они становились наёмными рабочими: ткали, строили суда, ковали металлические изделия и заготавливали стекло. Крупнейшей мануфактурой Москвы был Суконный двор. Рабочий день там начинался в половине пятого утра, а продолжался 13,5 часа в весенние и летние месяцы и 11,5 часа в остальное время года.

Еда

Для дворян принятие пищи было искусством, для купцов - способом скоротать время, для мещан - вопросом выживания.

Дворяне

Неизвестный художник. Обед в дворянской семье

Неизвестный художник.
Обед в дворянской семье

В богатых домах предпочитали европейскую кухню. Чай и кофе в XVIII веке перестали быть экзотикой, но стоили дорого. С начала века пришла мода на иностранных поваров - французов, реже англичан. Некоторые продукты выписывались из Европы, над чем иронизировал Гоголь в «Ревизоре», где Хлестакову к столу «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа».

Купцы

Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай

Купеческий стол был проще. Чай из самовара, который пили «до седьмого платка» (пока не прошибёт пот), каши пополам с салом, супы, пироги, редька и блюда из овощей - главное в питании не разнообразие, а обилие и сытность.

«Пузатые купцы, как и прежде, после чаепития упражнялись в своих торговых делах, в полдень ели редьку, хлебали деревянными или оловянными ложками щи, на которых плавало по вершку сала, и уписывали гречневую кашу пополам с маслом».

Мещане

Ф. Солнцев. Крестьянское семейство перед обедом. Мещане и крестьяне жили в похожих бытовых условиях. Главное, что их отличало, - повседневные занятия и профессия

Ф. Солнцев. Крестьянское семейство перед
обедом. Мещане и крестьяне жили в похожих
бытовых условиях. Главное, что их отличало,
- повседневные занятия и профессия

В повседневном меню были картофельная похлёбка, щи из серой капусты, ржаные пироги и пареная репа. Кроме того, мещане могли себе позволить блюда из гороха, овощей с огорода и круп. Квас заменял им чай и кофе.

Городские развлечения

То, как житель Москвы развлекался, в первую очередь говорило о его социальном статусе. Праздничная жизнь в городе была на любой вкус: от театров, балов и музыкальных салонов до уличных ярмарок и кулачных боёв.

Дворяне

Приём в дворянском доме

Приём в дворянском доме

Жизнь московской знати была настолько праздной и неторопливой, что вызывала раздражение у Екатерины II:

«Москва - столица безделья, и её чрезмерная величина всегда будет главной причиной этого. Я поставила себе за правило, когда бываю там, никогда ни за кем не посылать; для одного визита проводят в карете целый день, и вот, следовательно, день потерян».

Запись из дневника Екатерины II

Днём дворяне гуляли по паркам или улицам в щегольских нарядах. Затем путь лежал к родственникам на чай. Семейные посиделки были не столько развлечением, сколько необходимостью: поддерживать родственные связи полагалось по светскому этикету.

После обеда, чтения и смены платья дворянин отправлялся в театр. В 1757 году открылась опера Локателли, позже - Петровский театр, в котором играли вольные и крепостные актёры. Около 10 часов вечера начинались балы, где можно было не только потанцевать, но и сыграть в карты, шарады или буриме.

Купцы

В. Суриков. Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя И. Ф. Ромодановского

В. Суриков. Большой маскарад
в 1772 году на улицах Москвы с участием
Петра I и князя И. Ф. Ромодановского

Шумные уличные ярмарки, кукольный театр, комедии и выступления скоморохов - такими были главные купеческие развлечения.

«За комедией выступал обыкновенно доморощенный трубадур с бандурой, с песнями и пляской. Дивные штуки выделывал он ногами, да и каждая косточка в нём говорила. А как подскочит под самый нос пригожей купчихи, поведёт плечом и обдаст её, как кипятком, молодецким спросом: „Аль не любишь?“ - так восторгу не было конца».

Иван Иванович Лажечников, писатель.

«Беленькие, чёрненькие и серенькие»

Вечера купцы проводили в трактирах или дома, а на городские праздники выбирались смотреть фейерверки. Но это только в XVIII веке: со следующего столетия зажиточные купцы будут стремиться подражать дворянству во всём.

Мещане

Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москве-реке

Б. Кустодиев.
Кулачный бой на Москве-реке

Походы по трактирам и ресторанам им были не по карману, но в уличных гуляниях участвовали все. Из зимних развлечений любили кулачные бои, один на один или стенка на стенку. Команды расходились по берегам замёрзшей Москвы-реки и бились посередине. Главные бои проходили на праздники: Николу Зимнего, рождественские святки, Крещение и Масленицу.

В XIX веке острее различия между городским и сельским населением, чем между мещанином и купцом. Купцы, мещане и ремесленники стали зваться «городскими обывателями». Но пропасть между повседневной жизнью дворянства и «среднего состояния людей» сохранялась и в следующем веке.

Перейти в XIX век

Дом и быт москвича в XIX веке

Ж. Делабарт. Красная площадь в конце XVIII - начале XIX века

По каким правилам жили, что ели и как разговаривали в богатых и бедных семьях

Москва в XIX веке - столица отставных и пожилых. Она была консервативнее Санкт-Петербурга, куда уезжали за карьерой и модой. В московских домах царили семейная иерархия, свойское родство и много других бытовых условностей.

Дворянский быт

Московские дворяне обмельчали после войны и пожара 1812 года. «Открытый стол» и хлебосольность прошлого века поддерживать могли немногие. Повально обнищавшие дворянские фамилии вели кочевой образ жизни и питались при богатых домах. Стало больше чиновников. Они причислялись к дворянскому сословию, но не имели большого состояния.

Где селились

Настоящие дворяне строили дома и городские усадьбы на Маросейке, Покровке и территории между Остоженкой и Арбатом. Чиновники селились поближе к купцам: в Замоскворечье, на Таганке, Сретенке и Девичьем поле. За Садовым кольцом строили дачи и загородные усадьбы с садом или парком.

Дом и обстановка

В. Поленов. Бабушкин сад. Типичный деревянный московский особняк

В. Поленов. Бабушкин сад.
Типичный деревянный московский особняк

Дворянство среднего достатка строило дома из дерева. Зато большие, в 7–9 окон, с мезонинами и колоннами. Парк или сад с липовой аллеей, бузиной и сиренью был обязательным атрибутом барской жизни. Чем дальше от центра, тем обширнее был сад.

Во внутреннем убранстве дома погоня за модой сменилась постоянством. Купленная в начале века мебель в стиле ампир стояла в парадной части дома вместе с фарфоровыми безделушками и кабинетной бронзовой скульптурой. Тесные жилые помещения в антресолях и с обратной стороны дома обставляли абы как.

Стол

А. Волосков. За чайным столом

А. Волосков. За чайным столом

В отличие от утончённых обедов Петербурга, московские были сытными и обильными. В утренний чай добавляли сливки и запивали калачи с маслом. Второй завтрак готовили плотный, с яичницей, сырниками или биточками. Около трёх часов семья и частые гости собирались на обед из нескольких блюд на французский или русский манер. На полдник подкреплялись чаем с пирогами, а вечером доедали остатки обеда или готовили ещё несколько смен блюд, в зависимости от богатства дома.

Семейный уклад

В дворянском доме было много обитателей. Кроме близких родственников здесь находилось место для тёток, двоюродных, троюродных братьев, сестёр и племянников, а также малоимущих и гувернанток.

Дом, как и прежде, делился на мужскую и женскую половины. Кабинет, библиотека и курительная были мужскими комнатами, а будуар, диванная и девичья - женскими. Домашние и прислуга свободно перемещались между половинами, но принимали личных гостей строго на своей территории.

Детским комнатам отводилось место подальше от спален взрослых. Малыши жили в общих комнатах по несколько человек, подростковые детские делились на мужскую и женскую половины. Домашние уроки проводились в классной комнате, куда приходил приглашённый учитель. Он давал уроки светского этикета, музыки и иностранного языка.

Словарь дворянина

Jolle journee - «безумный день», дневной бал, который начинался в два часа дня и длился до ночи.

Журфиксы - дни недели в знатном доме, которые выделялись для регулярного приёма гостей.

Воксал - увеселительный сад, где ставили спектакли, устраивали балы и фейерверки.

Купеческий быт

Купечество в Москве XIX века процветает. Появляются новые фамилии, которые по богатству не уступают дворянским. Морозовы, Рябушинские, Прохоровы возглавляют список богатейших предпринимателей Российской империи. Амбициозные купцы стремятся дотянуться до дворян по уровню жизни и образования и вкладывают свои капиталы в развитие искусства и наук. Другая часть тщательно оберегает свои обычаи и сторонится всего непривычного.

Где селились

Купеческими районами были Таганка, Пресня, Лефортово и Замоскворечье. Последний - из-за близости к китайгородскому торгу. Купцы-фабриканты предпочитали строить дома ближе к производству, поэтому выбирали окраины города.

Дом и обстановка

В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом

В. Перов.
Приезд гувернантки в купеческий дом

Пока дворяне беднели, купцы наживали состояния. Они строили простые, но добротные каменные дома или выкупали бывшие дворянские усадьбы и обставляли их на свой вкус. Дома обычно выходили в сад с огородом. Во внутреннем дворе хранились товары, которые купец поставлял в лавки.

Купеческий дом отличался от дворянского количеством икон и разношёрстным убранством: малиновые стены в гостиных, обилие картинок и безделушек вперемешку с дорогими предметами мебели. Единство стиля в обстановке дома соблюдали редкие, самые образованные семьи.

Стол

Н. Богданов-Бельский. Чаепитие

Припасы в купеческом доме заготавливали сами - погреба были заставлены соленьями до потолка. Накрывали стол не менее богато, чем дворяне, но блюда были русскими: пироги, каши. На купеческом столе не приживались сервизы, вся посуда была разномастная.

Купец не всегда возвращался домой к обеду, поэтому вся семья собиралась за столом вечером, около восьми часов. После плотного ужина с жирными блюдами все домашние долго пили чай вприкуску с сахаром или вареньем.

Семейный уклад

В. Пукирев. Приём приданого в купеческой семье по росписи

В. Пукирев.
Приём приданого в купеческой семье по росписи

Семейная жизнь купцов в XIX веке начиналась с участия свахи. Приданое невесты тщательно пересчитывали. Брак заключали после смотрин: жених присматривался к купеческой дочке в публичном месте, а потом приходил с личным визитом и просил её руки. Купеческие жёны жили праздно и почти не занимались хозяйством - только принимали гостей или устраивали выезды. Детей отдавали на воспитание нянькам, а в образовании полагались на церковь. Даже в конце века только немногие купеческие дети обучались в гимназиях и университетах.

Словарь купца

Ферязь - традиционная купеческая верхняя одежда.

Безбородый - купец, который следует западной моде. Носит вместо кафтана современную одежду, чисто бреется, образован и знает языки.

Сорокавёдерная бочка - мера не только объёма, но и красоты. Дородные, размером с сорокавёдерную бочку женщины - купеческий идеал в XIX веке.

Мещанский быт

В XIX веке мещане составляли основное население Москвы. Особенно много их стало после реформы 1861 года, когда крестьяне стали перебираться в города в поисках работы. К мещанскому сословию относились и учителя, и подёнщики, и все остальные наёмные работники.

Где селились

Фабричные рабочие и мастеровые селились за Садовым кольцом в съёмных квартирах и небольших домиках. Хамовники, Лефортово и Грузины закрепились за ними ещё в XVII веке. В московском «гетто» - Зарядье и тёмных закоулках Китай-города - селились сапожники, портные и другие мелкие ремесленники.

gastroguru © 2017