Развитие речи коррекционной школе 8 вида. Программа по развитию связной речи в коррекционной школе VIII-го вида

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа _Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») для __4__ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года (приказ Министерства образования №1830 от 31.07.2013г. «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года»)

2. Программы составленной на основе образовательной программы В.В. Воронковой по предмету «Математика» для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида М.: «Просвещение», 2010 год.

3.Учебного плана на 2015-2016 учебный год МКСОУ Починковская СКО школа-интернат VIII вида.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель – ствол, трава – куст - дерево) , показывается различие между видовым и родовым понятием (роза – цветок) , ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывать предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.

Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.

Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.

Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.

Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» входит в образовательную область «Коррекционная подготовка» учебного плана МКСОУ Починковская СКО школа – интернат VIII вида»

Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.

Рабочая программа рассчитана:

4 класс - 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели;

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Этот раздел в программе по русскому языку направлен на коррекцию недостатков общего и речевого развития учащихся с ОВЗ

Цели программы обучения:

Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.

Задачи программы обучения :

    формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;

    расширять и обогащать представление об окружающем мире;

    обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;

    обогащать словарный запас учащихся;

    научить учащихся участвовать в учебном диалоге;

    способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр .)

Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления.

Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

    Ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, т

    Развитие мыслительной деятельности;

    Формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

    Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

    Формирование способности к эмоциональному вос­приятию учебного материала

Метапредметные:

а) регулятивные

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану;

б) познавательные универсальные учебные действия:

находить ответы на вопросы;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

умение высказывать своё отношение к получаемой информации;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

в) коммуникативны е универсальные учебные действия:

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя;

сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Связно пояснить проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

Обучающиеся должны знать:

Расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

Основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Обучающиеся должны уметь:

Называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

Соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся должны знать:

Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

Расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы);

Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

Основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов.

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие, ни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение коли­чества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Дет­ские игры в разные времена года.

Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.

Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).

Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пишу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.

Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.

Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.

Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.

Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение - защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.

Повторение пройденного.

Тематическое планирование

Рабочая программа по развитию устной речи рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю в 4 классе.

Обучающиеся должен уметь:
- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой и неживой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

Различать объекты живой и неживой природы.

Где мы живём

    Коррекция пространственной ориентировки.

    Развитие связной речи при составлении текста-описания.

    Развитие монологической речи при составлении рассказа по сюжетным картинкам.

    Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

Обучающиеся должен знать:

Название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
- виды городского транспорта
- правила поведения в городе во время экскурсии;

Правила дорожного движения

Квартира, комната, обстановка комнат;

Уход за мебелью и посудой;

Виды одежды и обуви и уход за ней.

Обучающиеся должен уметь:

Описывать дорогу от дома до школы;

Передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

Природа

    Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении.

    Развитие монологической речи при составлении рассказа.

    Коррекция памяти и внимания при планировании этапов практической работы. Развитие связной речи при озвучивании выполняемых действий.

    Развитие связной монологической речи на основе составления рассказа по плану.

Обучающиеся должен знать:

Что такое природа, природа живая и неживая;
- название органов растений (корень,стебель,лист,цветок,плод,семена);
- основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
- название и внешние отличительные признаки 2-4 растений;2-4 животных.
Обучающиеся должен уметь:
- различать объекты живой и неживой природы;
-различать части растений и отображать их в рисунке;
- приводить примеры домашних и диких животных (не менее 5);
- приводить примеры животных разных групп (насекомых,рыб,птиц,зверей) раскрывать особенности их внешнего вида;
- приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
- приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
- приводить примеры съедобных и несъедобных грибов, ядовитых ягод своего края.

Здоровье и безопасность

    Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Отработка словообразовательных навыков и умений.

    Коррекция мышления на основе упражнений в описании и сравнении.

Обучающиеся должен знать:

Название органов чувств и их функции;

Правила гигиены, знать о закаливание организма и необходимости в этом;

Правила безопасного поведения в природе.

Обучающиеся должен уметь:

Правильно распределять время работы и отдыха (соблюдать режим дня);

Выполнять правила охраны и укрепления здоровья;

Применять знания и опыт в различной ситуации.

Повторение и обобщение

    Развитие связной монологи-ческой речи на основе составления рассказа по плану

    Развитие диа-логической речи при ответах на вопросы по картинкам, на основе составления рассказа- описания.

    Коррекция зрительной, вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

Обучающиеся должен уметь:

- обобщать и делать выводы по пройден-ному материалу;

Составлять небольшой рассказ по плану или серии сюжетных картинок;

Приводить примеры и доказательства.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.

Экскурсии по улице, на которой расположена школа, цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке

Календарно-тематическое план ирование по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

22.09

Сентябрь-начало осени.

Сюжетные картинки, дидактическое пособие «Времена года»

24.09

Село, деревня.

Сюжетные картинки, таблицы.

Пр-ия

28.09

Правила дорожного движения

Сюжетные картинки по теме "Транспорт", таблицы с правилами дорожного движения, дидактическое пособие «Транспорт»

01.10

Овощи, фрукты, ягоды.

Опорные картинки, овощи, фрукты, ягоды (натуральные объекты, муляжи)

05.10

Орехи

Картинки с изображением орехов (натуральные образцы и муляжи).

Пр-ия

08.10

Времена года: середина осени (экскурсия)

Календарь природы. Картины, таблицы.

Пр-ия

12.10

Золотой октябрь.

Картины природы в октябре, сюжетные картинки.

15.10

Грибы

Иллюстрации и муляжи грибов, дидактическое пособие «Грибы»

19.10

Семена цветковых растений

Коллекции семян, таблица, картинки

22.10

Полевые растения рожь, кукуруза, овес

Пр-ия

26.10

Полевые растения и их использование

Гербарные образцы полевых растений. Сюжетные картинки с изображением поля в разное время года.

26.10

Итоги I четверти.

Таблицы, картинки, открытки. Гербарные образцы. Муляжи и натуральные образцы плодов, орехов.

29.10

2 четверть

Поздняя осень. Ноябрь.

Картины природы в ноябре, сюжетные картинки.

09.11

Квартира.

Разрезные картинки, карточки со словами, картина" Наша квартира".

12.11

Комната

Таблицы, картинки с изображением комнат разного назначения.

16.11

Мебель

Картинки предметов мебели, сюжетные картинки: кухня, столовая, гостиная, лото «Твой дом».

1911

Уход за мебелью.

Картинки с изображениями видов мебели, комнат, оборудование для уборки комнат.

23.11

Посуда.

Картинки с изображением разных видов посуды, посуда.

Пр-ия

26.11

Уход за посудой.

Различные виды посуды, средства ухода за посудой.

30.11

Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь

(экскурсия)

03.12

Погода и природа зимой

Картины зимней природы, дидактическое пособие «Времена года», дневник природы

07.12

Охрана здоровья: отдых зимой.

Картины зимней природы.

Пр-ия

10.12

Одежда и ее виды.

Таблицы с разными видами одежды, сюжетные картинки, игры.

Пр-ия

14.12

Уход за одеждой.

Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за одеждой.

17.12

Обувь и ее виды.

Таблицы и картинки с изображением различной обуви, сюжетные картинки.

21.12

Уход за разными видами обуви.

Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за обувью.

24.12

3 четверть

Январь -начало года. Как я провел каникулы.

Картины зимней природы, сюжетные картинки.

11.01

Растения зимой: хвойные растения.

Пр-ия

14.01

Комнатные растения. Части растений.

Различные комнатные растения, открытки с комнатными растениями.

Пр-ия

18.01

Комнатные растения: бегония, герань, алоэ.

Комнатные растения: бегония, герань, алоэ (натуральные образцы)

21.01

Сезонные изменения середины зимы (экскурсия)

25.01

Деревья

Таблицы, картинки, открытки. Гербарные образцы.

Пр-ия

28.01

Февраль. Растения зимой: хвойные растения.

Таблицы с изображением хвойных растений, гербарные образцы.

01.02

Труд людей зимой

Сюжетные картинки, картины зимних пейзажей.

04.02

Домашние животные: свинья.

Картинки, таблицы, открытки.

Пр-ия

08.02

Домашние животные: корова.

Таблица с изображением коровы, сюжетные картинки.

Пр-ия

11.02

Домашние животные: лошадь.

Таблица с изображением лошади, сюжетные картинки.

15.02

Сезонные изменения в природе: весна.

18.02

Голубой март.

Таблица, сюжетные картинки.

22.02

Дикие животные: лось.

Таблица с изображением лося, сюжетные картинки.

25.02

Дикие животные: олень.

Таблица с изображением оленя, сюжетные картинки.

29.02

Домашние птицы:

гусь.

Сюжетные картинки, картинки с изображением гуся.

Пр-ия

03.03

Домашние птицы: индюк.

Таблицы с изображением индюка, сюжетные картинки.

07.03

Дикие птицы: гусь, лебедь.

Таблицы с изображением диких гусей, лебедей, сюжетные картинки.

Пр-ия

10.03

Птицы перелетные и зимующие

Таблицы, картинки,

открытки с изображением птиц.

Пр-ия

14.03

Итоги III четверти.

Таблицы, картинки, дидактические игры.

17.03

4 четверть

Сезонные изменения в природе: апрель.

31.03

Птицы в русских сказках.

Иллюстрации к сказкам, картинки, открытки.

Пр-ия

04.04

Труд людей весной.

Таблицы, сюжетные картинки, открытки.

Пр-ия

07.04

Полезные насекомые

11.04

Вредные насекомые

Таблицы, картинки, открытки с изображением насекомых. Коллекции насекомых.

14.04

Рыбы.

Таблицы, картинки с изображением рыб. Модель «Скелет рыбы»

Пр-ия

18.04

Уход за рыбами в аквариуме

Таблица, картинки, аквариум

Пр-ия

21.04

Человек- часть природы.

Таблица- схема.

25.04

Сезонные изменения в природе: май.

28.04

Как я познаю окружающий мир.

Таблица с изображением органов чувств, таблица- схема «Природа».

05.05

Отдых и труд дома

Таблицы,сюжетные картинки.

Пр-ия

12.05

Режим питания

Таблицы, картинки, сюжетные картинки, дидактические игры.

16.05

Режим сна

Сюжетные картинки.

Пр-ия

16.05

Наше общение.

Сюжетные картинки

19.05

Занимательный урок

Кроссворды, ребусы, настольные игры

23.05

Итоги IV четверти. Итоги года.

Таблицы, сюжетные картинки.

26.05

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Дидактический материал.

Сюжетные картинки

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ 3 а КЛАССА

НА 2014 -2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов

(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010г.

с. Александровское

2014 г.

1 . Пояснительная записка

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы

по письму и развитию речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с по предмету « » в 3 классе.

По развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.

ограниченными возможностями здоровья предмета « Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности » в 3 классе.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету « Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности » в 3 классе.

  1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету « Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности »:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

2. Конституция Российской Федерации (1993 года).

3 . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).

5. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

6. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373).

8. ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (проект).

9. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

10. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

12. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.

13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

14. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.

15. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

16. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

17. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».

18. Учебный план для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида» на 2014-2015 учебный год.

19. .

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по р азвитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.

Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2010 год .

Программа по предмету « Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности » для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Структурно и содержательно программа для 3 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития речи, чтения и развития речи, развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе, и рассчитана на 68 часов в год, 2 ч в неделю.

Адресат: рабочая учебная программа по предмету « Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности » предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Срок реализации настоящей программы по предмету « Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности » - 1 учебный год.

Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика», проекта ФГОС для ОВЗ (вариант С) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности .

направленное исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся , их познавательной деятельности.

Задачи:

  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
  • расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
  • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
  • обогащать словарный запас обучающихся.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся .

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • совершенствование связной речи;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Основополагающие принципы.

В основу программы по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 3 класса положены следующие принципы:

  • Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
  • развитие и коррекция высших психических функций.
  • Мотивация к учению.
  • Принцип научности и доступности обучения.
  • Принцип сознательности и активности обучающихся.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся.
  • Тематический принцип планирования учебного материала.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 3 классе.

2.1 Методы.

а) общепедагогические методы:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа;

Наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

Практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

Специальные коррекционные упражнения;

Задания с опорой на несколько анализаторов;

Включение в уроки современных реалий;

Развёрнутая словесная оценка;

Призы, поощрения.

2.2 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

2.3 Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

2.4 Общая характеристика курса

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности .
У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности
обучающихся , коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас
обучающихся : вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель - ствол, трава - куст - дерево ) , показывается различие между видовым и родовым понятием (роза - цветок ) , обучающиеся упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь обучающихся , при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся . Учитель руководит речевой деятельностью обучающихся , активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях
обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, обучающиеся учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления
обучающихся .

3 класс

Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Примерная тематика

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение - защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Повторение пройденного.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

Экскурсий - 12

Практических работ - 7

3.Учебно-тематическое планирование уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3а классе.

Дата

Тема

Коррекционные задачи

Словарь

Тип урока

Оборудование

Повторение

Домашнее задание

Сезонные изменения в природе. Признаки лета. Экскурсия.

Цветение трав

Экскурсия

Плакат «Времена года». Дидактический материал А.К. Аксёнова

Летние забавы.

№2, стр. 5. Повторить признаки лета.

Обобщение наблюдений за погодой летом.

Коррекция мышления

Солнечные дни

Признаки лета.

№3, стр. 5. Повторить названия летних месяцев.

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары. Школьный и домашний адрес.

Коррекция зрительного восприятия

Тротуар, адрес

Комбинированный

Табличка «адрес», картинки с изображением улиц, учебные принадлежности.

Названия летних месяцев.

№2, стр. 31. Повторить школьный и домашний адрес.

Экскурсия по улице, на которой расположена школа. Обозначения названия улицы, номера домов.

Коррекция зрительного восприятия

Номера домов

Экскурсия

Школьный и домашний адрес.

№3, стр. 31. Повторить названия улиц.

Арбуз, дыня. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

Коррекция внимания

Бахчевые культуры

Изучение нового и первичное закрепление

Иллюстрации: арбуз, дыня. Учебные принадлежности, набор карточек «Цвета».

Овощи и фрукты.

№2, стр. 23. Повторить бахчевые культуры.

р/к

Растения на клумбах. Астры, бархатцы. Узнавание и называние. Части растений:

корень, стебель, листья, цветки.

Коррекция зрительного восприятия

Бархатцы, астры

Комбинированный

Учебные принадлежности, картинки с иллюстрациями цветов, частей растений, набор карточек «Цветы»

Бахчевые культуры.

№2, стр.27. Повторить названия цветов на клумбах.

Экскурсия к цветочной клумбе.

Коррекция внимания

Клумба

Экскурсия

Названия цветов на клумбах.

№3, стр. 27. Повторить названия цветов.

Осенние работы на огороде. Практическая работа по уборке урожая.

Коррекция мышления

Лопата

Практическая работа

Ведра, грабли.

Цветы, растущие на клумбах.

№1, стр.10. Повторить названия овощей.

р/к

Практическая работа на огороде. Вскапывание почвы.

Коррекция общей моторики

Вскапывание

Практическая работа

Лопаты

Виды работ на огороде осенью.

№2, стр. 10. Повторить правила вскапывания почвы.

Осенние изменения в природе. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Пасмурные дни

Экскурсия

Иллюстрация «Осень», Пособие «Родная природа»

Признаки осени.

№1, стр. 29. Повторить признаки осени.

Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе.

Коррекция речевой сферы

Туманы

Обобщение и систематизация знаний и умений

Иллюстрация «Осень», Пособие «Родная природа»

Признаки осени.

№2, стр. 29. Повторить названия осенних месяцев.

Ягоды. Рябина, калина. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Коррекция зрительного восприятия

Калина, рябина

Учебные принадлежности, картинки с иллюстрациями «Ягоды», набор карточек «Ягоды»

Названия осенних месяцев.

№2, стр.25. Повторить названия ягод.

Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус.

Коррекция внимания

Трамвай, троллейбус

Изучение нового материала и первичное закрепление

Учебные принадлежности, иллюстрации «Транспорт»

Воздушный транспорт.

№1, стр.44. Повторить виды транспорта.

Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

Коррекция мышления

Светофор

Комбинированный

Учебные принадлежности, дорожные знаки, картинки «Переход».

Виды транспорта.

№1, стр. 48. Повторить ПДД.

Экскурсия по закреплению правил дорожного движения.

Коррекция внимания

Переход «зебра»

Экскурсия

Правила дорожного движения.

№2, стр.47. Повторить правила перехода улицы.

Посуда. Чашка, стакан, тарелка, кружка, блюдце, миска. Различение.

Коррекция зрительного восприятия

Блюдце

Комбинированный

Учебные принадлежности, картинки «Посуда».

Названия посуды

№2, стр. 51. Повторить названия посуды.

Практическая работа по уходу за посудой.

Коррекция памяти

Посуда

Практическая работа

Посуда, вода, губки.

Назначение посуды.

№4, стр. 53. Повторить названия посуды.

Изменения в природе поздней осенью. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Увядание трав

Экскурсия

Плакат «Времена года»

Названия осенних месяцев.

№2, стр. 39. Повторить признаки осени.

Обобщение наблюдений за изменениями в природе поздней осенью.

Коррекция мышления

Поздняя осень

Обобщение и систематизация знаний и умений

Учебные принадлежности, картинки «Осень», пособие «Родная природа»

Признаки осени.

№3, стр. 39. Повторить названия осенних месяцев.

Овощи. Картофель. Внешний вид клубня картофеля. Вкус. Употребление в пищу. Хранение зимой.

Коррекция зрительного восприятия

Клубень

Изучение нового материала и первичное закрепление

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи», учебные принадлежности, картофель.

Овощи.

№1, стр. 13. Повторить названия овощей

Капуста.

Коррекция внимания

Кочан капусты

Комбинированный

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи», учебные принадлежности, картинки «Овощи», капуста.

Хранение овощей зимой.

№3, стр. 15. Повторить названия овощей

Свекла.

Коррекция мышления

Корнеплод

Комбинированный

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи», учебные принадлежности, картинки «Овощи», свекла.

Овощные блюда.

№2, стр. 17. Повторить стр. 15

Горох. Проращивание гороха.

Коррекция мышления

Бобовые

Комбинированный

Учебные принадлежности, картинки «Овощи»

Внешний вид овощей.

Стр.20. Повторить бобовые.

р/к

Деревья. Дуб. Узнавание, называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба.

Коррекция зрительного восприятия

Жёлуди

Изучение нового материала и первичное закрепление

Названия деревьев.

№1, стр. 34. Повторить названия деревьев.

Деревья. Тополь.

Коррекция зрительного восприятия

Тополь

Комбинированный

Учебные принадлежности, пособие «Родная природа», набор картинок «Деревья»

Части дерева.

№2, стр. 34. Повторить части дерева.

Растения. Деревья, кустарники. Узнавание, различение.

Коррекция зрительного восприятия

Кустарники

Актуализация знаний и умений

Учебные принадлежности, пособие «Родная природа», набор картинок «Деревья», «Кустарники»

Части дерева.

№3, стр. 33. Повторить деревья и кустарники

Одежда. Назначение различных видов одежды. Шапка, шляпа, берет, шарф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы.

Коррекция мышления

Гольфы

Комбинированный

Учебные принадлежности, набор картинок «Одежда».

Сезонная одежда.

№1, стр. 60. Повторить виды одежды.

Практическая работа по уходу за одеждой.

Коррекция общей моторики

Химическая чистка

Практическая работа

Одежда, щетки.

Предметы для ухода за одеждой.

№2, стр. 62. Повторить назначение различных видов одежды.

р/к

Зимние изменения в природе. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Иней

Экскурсия

Плакат «Времена года»

Зимние месяцы.

№2, стр. 55. Повторить признаки зимы.

Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе.

Коррекция мышления

Снегопад

Обобщение и систематизация знаний и умений

Учебные принадлежности, картинки на тему «Зима».

Признаки зимы.

№2, стр. 57. Повторить названия зимних месяцев.

Обувь: зимняя, летняя, осеннее – весенняя.

Коррекция внимания

Весеннее – осенняя обувь

Комбинированный

Учебные принадлежности, набор картинок «Обувь».

Назначение обуви.

№1, стр.65. Повторить виды обуви.

Практическая работа по уходу за обувью (мытьё, просушивание, чистка щёткой, использование кремов для обуви).

Коррекция мышления

Крем для обуви

Практическая работа

Обувь, щетки, крем для обуви.

Виды обуви.

№3, стр. 65. Повторить назначение различных видов обуви.

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф.

Коррекция зрительного восприятия

Мебель

Комбинированный

Назначение мебели.

Повторить названия мебели

Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

Коррекция памяти

Чистка

Комбинированный

Учебные принадлежности, набор картинок «Мебель».

Названия мебели.

Повторить стр. 65.

Комнатные растения. Герань.

Коррекция внимания

Герань

Изучение нового материала и первичное закрепление

Растение герань, учебные принадлежности, картинки «Комнатные растения».

Названия комнатных растений.

№1, стр.11 5. Повторить названия комнатных растений.

Комнатные растения. Традесканция.

Коррекция мышления

Традесканция

Комбинированный

Растение традесканция, учебные принадлежности, картинки «Комнатные растения».

Названия комнатных растений.

№2, стр.115. Повторить названия комнатных растений.

Практическая работа . Уход за комнатными растениями.

Коррекция мышления

Леечка

Практическая работа

Комнатные растения, лейка, вода, грабельки.

Принадлежности для ухода за растениями.

№4, стр. 115. Полить растения в классе.

р/к

Домашние животные. Коза. Части тела, питание, польза, приносимая людям.

Коррекция зрительного восприятия

Польза

Комбинированный

Учебные принадлежности, набор картинок «Животные»

Дикие и домашние животные

№2, стр. 99. Повторить названия домашних животных.

Домашние животные. Овца. Части тела, питание, польза.

Коррекция зрительного восприятия

Питание

Комбинированный

Учебные принадлежности, набор картинок «Животные», Наглядный и раздаточный материал «По дороге к азбуке» №1

Домашние животные

№2, стр. 102. Повторить названия домашних животных.

Дикие животные. Ёж. Внешний вид, пища, повадки. Как зимует.

Коррекция мышления

Повадки

Изучение нового материала и первичное закрепление

Учебные принадлежности, картинка «Еж», «Лесные истории», часть 1

Польза домашних животных.

№1-2, стр.104. Повторить названия диких животных.

Дикие животные. Медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимует.

Коррекция мышления

Берлога

Комбинированный

Иллюстрация «Медведь». Наглядный и раздаточный материал «По дороге к азбуке» №1

Дикие животные

№1-2, стр. 106. Повторить названия диких животных.

р/к

Птицы. Снегирь. Величина птицы. Части тела. Чем покрыто тело. Польза. Подкормка птиц зимой.

Коррекция зрительного восприятия

Подкормка, снегирь

Изучение нового материала и первичное закрепление

Повадки диких животных.

№1-2, стр. 74. Повторить названия птиц.

Птицы. Синица.

Коррекция зрительного восприятия

Синица

Комбинированный

Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы», наглядный и раздаточный материал «По дороге к азбуке» №1

Названия птиц.

№3, стр. 76. Повторить зимующих птиц.

Изменения в природе в феврале. Экскурсия.

Коррекция внимания

Оттепель

Экскурсия

Плакат «Времена года»

Зимние месяцы.

№2, стр. 91. Повторить признаки зимы.

Обобщение наблюдений за изменениями в природе в феврале.

Коррекция мышления

Вьюга

Обобщение и систематизация знаний и умений

Учебные принадлежности, иллюстрации по теме «Зима».

Признаки зимы.

№3, стр. 97. Повторить зимние месяцы.

р/к

Домашние птицы. Курица. Основные части тела, питание. Уход.

Коррекция зрительного восприятия

Части тела

Изучение нового материала и первичное закрепление

Домашние и дикие животные.

№2, стр. 84. Повторить названия домашних птиц.

Домашние птицы. Утка.

Коррекция внимания

Водоплавающие

Комбинированный

Учебные принадлежности, набор карточек «Домашние животные и птицы»

Названия домашних птиц.

№2, стр.86. Повторить части тела птиц.

Птицы. Грач.

Коррекция внимания

Грач

Изучение нового материала и первичное закрепление

Учебные принадлежности, картинки «Птицы».

Части тела птиц.

№2, стр.78. Повторить названия домашних птиц.

Птицы. Скворец.

Коррекция мышления

Скворец

Комбинированный

Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы». Наглядный и раздаточный материал «По дороге к азбуке» №1

Питание птиц.

№1, стр.80. Повторить названия перелетных птиц.

Птицы: перелетные и зимующие.

Коррекция мышления

Перелетные, зимующие

Актуализация знаний и умений

Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы».

Перелетные птицы.

№2, стр. 80. Повторить зимующих птиц.

Коррекция зрительного восприятия

Весна

Экскурсия

Плакат «Времена года»

Зимующие птицы.

№2, стр. 109. Повторить признаки весны.

Коррекция мышления

Первоцветы

Обобщение и систематизация знаний и умений

Картинки по теме «Весна».

Признаки весны.

№3, стр. 109. Повторить названия весенних месяцев.

р/к

Раннецветущие растения. Подснежник.

Коррекция зрительного восприятия

Подснежник

Изучение нового материала и первичное закрепление

Учебные принадлежности, картинки «Раннецветущие растения».

Названия весенних месяцев.

№2-3, стр. 118. Повторить названия раннецветущих растений.

Растения. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

Коррекция мышления

Растение

Актуализация знаний и умений

Учебные принадлежности, набор картинок «Деревья», «Кустарники»

Названия раннецветущих растений.

№3, стр. 108. Повторить различие между деревьями, кустарниками, травой и цветами.

Охрана здоровья. Лицо. Части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, брови, нос, рот.

Коррекция внимания

Подбородок

Изучение нового материала и первичное закрепление

Правила личной гигиены.

Стр. 132. Повторить части тела человека.

Глаза. Веки, брови, ресницы (назначение – защита глаз). Как сохранить зрение.

Коррекция внимания

Ресницы, веки

Комбинированный

Учебные принадлежности, слайды с картинками «Части тела человека».

Части тела человека.

№1-3, стр. 134. Повторить части тела человека.

Уши. Как беречь уши.

Коррекция мышления

Слух

Комбинированный

Учебные принадлежности, иллюстрации стр. 135

Части тела.

№1-3, стр. 136. Повторить части тела человека.

Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком.

Коррекция внимания

Носовой платок

Комбинированный

Учебные принадлежности, иллюстрации стр. 136

Правила личной гигиены.

№1-2, стр. 138. Повторить правила личной гигиены.

Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов. Уход за зубами.

Коррекция внимания

Язык

Комбинированный

Учебные принадлежности, иллюстрации стр. 136, 137

Уход за ушами.

№1-2, стр. 142. Повторить правила личной гигиены.

Практическая работа . Посев семян гороха.

Коррекция общей моторики

Бобовые

Практическая работа

Горох, тяпки.

Уход за носом и ртом.

№3, стр. 19. Повторить бобовые культуры.

Весенние изменения в природе. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Приметы

Экскурсия

Плакат «Времена года»

Названия весенних месяцев.

№2, стр. 130. Повторить признаки весны.

Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе.

Коррекция мышления

Гроза

Обобщение и систематизация знаний и умений

Учебные принадлежности, иллюстрация «Весна».

Признаки весны.

№2-3, стр. 128. Повторить названия весенних месяцев.

Насекомые. Муравей. Муха. Называние. Внешний вид. Где живут.

Коррекция зрительного восприятия

Муравей

Изучение нового материала и первичное закрепление

Названия насекомых.

№2, стр. 120. Повторить названия насекомых.

Насекомые. Божья коровка, стрекоза. Название, внешний вид. Где живут.

Коррекция зрительного восприятия

Стрекоза

Комбинированный

Учебные принадлежности, наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые».

Полезные и вредные насекомые.

№4, стр. 122. Повторить названия насекомых.

Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением птиц.

Коррекция внимания

Гнезда

Экскурсия

Части тела насекомых.

№2, стр. 128. Повторить названия птиц.

Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением насекомых.

Коррекция внимания

Муравейник

Экскурсия

Ручки, тетради

Различение насекомых и птиц.

№3, стр. 128. Повторить названия насекомых.

Животные (обобщение). Звери.

Рыбы. Различение по внешнему виду.

Коррекция зрительного восприятия

Звери

Обобщение и систематизация знаний и умений

Учебные принадлежности, наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые».

Места обитания зверей и рыб.

№2, стр. 124. Повторить различие зверей и рыб.

Птицы. Насекомые. Различение по внешнему виду.

Коррекция зрительного восприятия

Насекомые

Обобщение и систематизация знаний и умений

Набор картинок «Птицы», «Насекомые», наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые».

Части тела насекомых и птиц.

4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предмета « Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности » в 3 классе.

4.1 Характеристика обучающихся 3 класса

В 3 классе 9 обучающихся. 7 обучающихся (Кузьмичева Е., Лацинникова Т., Шупикова А., Межуев Я., Плеханова К., Беликов Ю., Кулешов Е.) программный материал усваивают на достаточном уровне. Они умеют называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения, могут участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы, составляют простые распространенные предложения, используют предлоги и некоторые наречия. В ответах допускают неточности и некоторые ошибки в речи, которые исправляют при помощи учителя.

2 обучающихся (Диденко Г., Исаенко С.) программный материал усваивают на минимальном уровне. Они умеют называть предметы, участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы. С помощью составляют простые распространенные предложения, допускают ошибки при употреблении формы знакомых слов, использовании предлогов.

4.2 Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

Достаточный уровень освоения предметных результатов

Обучающиеся должны уметь:

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

ухаживать за одеждой и обувью;

поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

Обучающиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов; выученные правила дорожного движения.

Минимальный уровень освоения предметных результатов

Обучающиеся должны уметь:

называть и с помощью характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

с помощью высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

с помощью ухаживать за одеждой и обувью;

с помощью поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила уличного движения.

4.3 Нормы оценивания:

Отметка «5» ставится обучающемуся , если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

«4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности и некоторые ошибки в речи (1-2 ошибки), которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки в ответах; не использует помощь учителя.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения

Тематические папки

в общем перечне

Наименование

Инвентарный номер

1

Коррекционные упражнения

-

2

Русский язык

-

6

Азбука в картинках

-

8

Сюжетные и предметные картинки

-

9

Овощи

-

10

Природа

-

11

Семья

-

12

Труд

-

13

Птицы

-

14

Насекомые

-

15

Посуда

-

16

Животные

-

17

Мебель

-

18

Деревья. Кустарники

-

19

Одежда. Обувь

-

20

Машины

-

21

Охрана здоровья

-

Набор карточек «Дикие кошки»

ВА 000000866

28

Наглядный и раздаточный материал. Часть 6 (Игрушки.

Инструменты. Спортивный инвентарь)

ВА 000000914

29

Наглядный и раздаточный материал. Часть 8 (Продукты питания)

ВА 000000896

30

Наглядный и раздаточный материал. Часть 9 (Рыбы. Насекомые)

ВА 000000878

31

Наглядный и раздаточный материал «По дороге к азбуке» №1

7336

32

Карточки для звукового и слогового анализа слов. Пособие

«По дороге к азбуке» №2

7324

33

Наглядные материалы для составления предложений и устных

рассказов. Пособие «По дороге к азбуке» №3

7316

34

Музыкальные инструменты

ВА 000000811

35

Родная природа

ВА 000000788

36

Бытовая техника

ВА 000000834

37

Магнитная азбука

ВА 000000871

38

Дидактический материал. Добукварный период. А. Аксёнова,

С. Комарова, М. Шишкова

7241

Азбука в картинках

ВА 000000627

6. Литература

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 г.

2. Учебник «Знакомство с окружающим миром», 3 класс, Е.Д. Худенко, И.А.Терехова, Москва, «АРКТИ», 2006 год

3. «Работа над устной речью учащихся на уроках чтения» А.И. Липкина, М.И. Оморокова.

4. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. - М.: Педагогика, 1977

5. Е.Д. Худенко Планирование уроков развития речи для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 3 класс. М. Издательский центр «Аркти» 2003 г.

Разработчик программы:

Гладких Галина Викторовна,

учитель начальных классов. _________________

Подпись


Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения)Мственно отсталого ребенка грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи - залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем учебным предметам.

Среди учащихся вспомогательной школы значительный про-цент составляют дети с нарушением фонетической стороны речи. Поданным М.А. Савченко, Р.А. Юровой, Р.И. Лалаевой1, около учеников 1-го класса имеют различные формы нарушений звукопроизношения, ко 2-му классу число таких детей снижается до 60%, а к 3-му классу - до 30%. Эти цифры свидетельствуют не только о распространенности дефектов произношения, но и об их стойкости, о затруднениях в овладении звуковым составом слова. Нарушение звукопроизношения может проявляться по-разному: отсутствием в речи ребенка тех или иных звуков, их искажением или заменой в пределах одной или разных групп (свистящие, шипящие, аффрикаты, звуки [р] и [л], смешением звонких и глухих, мягких и твердых согласных), нарушением слоговой структуры слов.

По степени и качеству недоразвития фонетической стороны речи учащихся вспомогательной школы можно разделить на несколько групп. В первую группу входят дети с неточным произношением отдельных звуков (так называемая фонетическая дислалия). Им свойственны такие недостатки, и боковой, межзубный сигматизм, горловой или одноударный

звук [р], боковой [л]. При относительной сохранности фонематического слуха дети данной группы не испытывают особых затруднений в овладении грамотой, поскольку подобные звуковые замены не имеют сходства с фонемами русского языка и не смешиваются с ними.

Вторую группу составляют дети с фонетико-фонематическими нарушениями мономорфного или полиморфного характера (функциональная и механическая дислалия, дизартрия и др.). В основе возникновения данных нарушений лежат дефекты восприятия звуков речи, трудности с их дифференциацией, некоординированность движений артикуляционного аппарата. Такие учащиеся с трудом осваивают навыки чтения, допускают специфические ошибки в письме. Положение осложняется, если у детей есть дефекты периферической части анализаторов (недостатки слуха, артикуляционного аппарата). Они испытывают значительные трудности при овладении навыками чтения и письма на протяжении всего процесса обучения. Именно эта группа детей составляет большую часть учащихся с нарушенным произношением.

В третью группу входят дети, страдающие заиканием. В специальной (коррекционной) школе таких учащихся немного. И если заикание не сопровождается другими речевыми расстройствами, дети, как правило, успешно овладевают учебными навыками.

К четвертой группе относятся дети с нарушениями речи алалического характера. Их речевое развитие находится на уровне лепета и характеризуется почти полным отсутствием морфологических средств для выражения лексических и грамматических значений. Причиной столь сложной формы речевого недостатка может быть глубокое поражение зон Брока или Вернике на фоне общего недоразвития коры головного мозга. Дети этой группы не справляются с учебным материалом и занимаются или по индивидуальным программам, или в специальных классах школы для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

В программе по русскому языку выделены занятия (1-2 ч в неделю) для развития устной речи в младших классах, определено их содержание, сформулированы требования к речевым навыкам учащихся. Кроме того, разработаны требования к речи школьников на уроках обучения грамоте, чтения, на этапе практических грамматических упражнений, на уроках по грамматике и правописанию.

Конкретно задачи работы по развитию речи умственно отсталых учащихся на уроках русского языка сводятся к следующему:

    Изучение речевого развития учащихся.

    Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков.

    Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

    Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения.

    Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.

    Выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.

Задачи 3-5 решаются на уроках русского языка в течение всего периода обучения. Ответы на вопросы учителя, самостоятельный пересказ прочитанного, составление устных рассказов по картинкам - эти виды упражнений используются в любом классе. В зависимости от года обучения меняются требования к

выполнению упражнений: увеличивается объем устных высказываний, повышается самостоятельность, происходят качественные изменения самого вида работы (дословный, краткий пересказ, пересказ от третьего лица и т.д.).

надежда пермякова
Конспект занятия по развитию речи для воспитанников III группы специальной коррекционной школы VIII вида

Тема : «Что такое труд?»

Цель : Формирование у детей сознательного отношения к труду.

Задачи : Раскрыть понятие «труд» и «самообслуживающий труд» .

Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему .

Коррекция и развитие устной речи посредством беседы .

Воспитание интереса к труду .

Оборудование : Проектор, презентация (интернат, в каждом окошке появляются фотографии специалистов ОУ по мере беседы о них с детьми)

Ход занятия.

Воспитатель . Ребята, скажите пожалуйста где мы с вами живём?

Дети. Мы живём в интернате.

Воспитатель . А что такое интернат? Для чего он нужен?

Дети. Сюда дети приезжают учиться, здесь дети играют, занимаются, поют, танцуют.

Воспитатель . А вы знаете, в нашем интернате работают добрые волшебники, они делают все, чтобы детям здесь было уютно и интересно, чтобы родители не волновались за них, спокойно работали. Что это за волшебники?

Дети. Уборщица, повар, медик и т. д.

Воспитатель . Ребята, в нашей школе есть волшебницы Марина Васильевна, Татьяна Александровна, Марина Николаевна, Алёна Владимировна (презентация, открывается окно и появляется фотографии технических работников)

Чем они занимаются?

Дети. Моют пол, вытирают пыль, пылесосят, следят за порядком.

Воспитатель . А как вы им помогаете?

Дети. Дежурим, поливаем цветы, протираем пыль, убираем игрушки, заправляем кровати.

Воспитатель . Ребята, а что было бы, если бы не было технических работников?

Дети. Через проблемную ситуацию представляют, как было бы плохо в школе , корпусе, классе.

Воспитатель . Конечно, без их волшебства нам не обойтись. А еще в этом сказочном месте работают воспитатели (презентация) Кто они, что делают? Дети называют воспитателей по именам и рассказывают, что делает воспитатель , какой он воспитатель .

Воспитатель . Правильно. Воспитатель должен очень многое уметь и знать, чтобы каждый день для вас был интересным, чтобы вы узнавали что-то новое, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, чтобы вы росли веселыми, умными, добрыми детьми. Давайте немножко отдохнём.

Физминутка.

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. Потягивания – руки стороны.

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растет. Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. Приседания.

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. Потягивания – руки в стороны.

Мы ее не будем трогать –

Обожглись уже немного. Потягивания – руки вперед, погладить руки.

Все полили мы из лейки

и садимся на скамейки. (Дети садятся на места)

Воспитатель . Но ведь это не все волшебники нашей школы . Есть волшебницы,

которые каждый день вам готовят наивкуснейшие блюда. Где они работают?

Дети. Это повара, работают на кухне (презентация – в окошке шеф повар, кухонные работники)

Воспитатель . Назовите, какую вкусную и полезную еду нам готовят повара Дети перечисляют .

Воспитатель . А какие вредные продукты никогда не появляются на нашей кухне?

Дети. Чипсы, картофель фри, кока-кола и т. д.

Воспитатель . Правильно, повара заботятся о вашем здоровье и кормят вас

вкусной и полезной пищей. А кто еще заботится о вашем здоровье? Угадайте :

Она смотрит горлышки,

Делает прививки,

Температуру измеряет,

Дает нам витаминки.

Дети. Медсестра (презентация)

Воспитатель . Правильно, как зовут наших медсестер? А что надо делать, чтобы не болеть?

Дети. Делать зарядку, закалятся, правильно одеваться и т. д

Воспитатель . Вот сколько добрых волшебниц живет в нашем интернате.

А теперь угадайте загадку, чтобы узнать, кто еще живет в нашем дворце

Кто играет и поет

Весело плясать зовет

На инструментах он играет

Детей музыке обучает?

Дети. Музыкальный руководитель. (презентация) Как ее зовут?

Воспитатель . А кто еще помогает творить волшебство в нашем интернате? Дети перечисляют специалистов и что они делают : учитель, психолог, логопед, инструктор по физкультуре, прачки, дворники, завхоз – дают простые ответы, не развернутые (презентация)

Воспитатель . Молодцы! А кто главный в нашей школе ? Как ее зовут? Что она делает? (презентация)

Дети. Директор Валентина Таймазовна, она заботится, чтобы в школе была красивая мебель, посуда, игрушки, следит за порядком.

Воспитатель . Вот, сколько волшебников живет в нашем интернате! Большое им за это спасибо! Подумайте, а чей труд важнее?

Дети. Рассуждения детей.

Воспитатель . Одинаково важен труд каждого человека. И каждый старается выполнять свою работу хорошо. А что вы делаете?

Дети отвечают.

Воспитатель . Всё, что вы делаете – это самообслуживающий труд. Каждый человек должен уметь обслужить себя. Мы все живем дружно и весело. Ребята, а что вы расскажете маме и папе о нашем чудесном интернате?

Дети. Рассказывают о жизни в интернате, труде взрослых и самообслуживающем труде.

Воспитатель . Интернат – ваш второй дом, здесь вы проводите целый день с утра до вечера. Пусть вам будет здесь хорошо, весело, счастливо!

Источники :

1. Конспект занятия хозяйственно-бытовой труд «Маленькие помощники» , воспитатель МБДОУ д/с №85 , Кривошеева Ирина Викторовна, 2011г.

2. Хозяйственно-бытовой труд, Евгения Сатонина, 2012г.

3. Программа по трудовому воспитанию для учащихся 4 класса специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида под редакцией воспитателей А . В. Шевченко, О. В. Астапенко, С. Д. Борисовой с. Леуши, 2009г.

gastroguru © 2017