Коррекционная работа с операционной стороной мышления. Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями развития

Разделы: Логопедия , Коррекционная педагогика

  • из острого возникновения потребности в использовании нетрадиционных методов специальной дошкольной педагогике, которые бы эффективно корректировали интеллектуальное развитие детей специальной коррекционной группы в процессе динамического становления речи в соотношении с мышлением на основе когнитивного базиса;
  • из высокой эффективности моей «Развивающей модели передового педагогического опыта учителя-дефектолога высшей квалификационной категории» возникла необходимость создания «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии»

Пояснительная записка

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы выравнивания речевого и психического развития детей с диагнозом ОНР, ЗПР. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов коррекции мыслительной деятельности, речи, даёт возможность сформировать у детей все психические процессы и личностные качества. Она определяет основные направления, задачи. В основу программы положены теоретические и практические наработки, по организации и внедрению системы коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии.

Общие положения

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей ОНР, ЗПР. Это достигается за счёт комплекса коррекционно-развивающей работы в группе специальной коррекции с учётом особенностей психофизического развития детей данного контингента, модификации общеразвивающих программ и методик (методика Коноваленко В.В. «Фронтальные логопедические занятия для детей с ОНР, ЗПР» Москва издательство «Гном и Д» 2002год, «Индивидуально подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» Москва издательство «Гном и Д» 2001год, Морозова И.А. «Занятия по развитию речи в специальном детском саду» ОНР, ЗПР, Москва, издательство «Владос» 2006 год, Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми ОНР, ЗПР» Москва, издательство «Синтез» 2002 год, Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» С.Петербург, издательство «Детство-Пресс» 2003 год, Новикова Е.В. «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения» Москва издательство «Гном и Д» 2004год, Ткаченко Т.А. (диагностическое пособие) «Альбом индивидуального обследования дошкольника» (ОНР, ЗПР) Москва издательство «Гном и Д» 2001 год, «Система коррекции общего недоразвития речи» (ОНР, ЗПР) Москва издательство «Гном и Д» 2001год. Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей.

Цель Программы

Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах специальной коррекции для детей с ОНР и ЗПР в возрасте от 5–7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и устранение отклонений в развитии.

Законодательно-нормативное обеспечение Программы

  1. Конституция РФ (Основной закон)
  2. Конвенция о правах ребёнка
  3. Закон РФ «Об образовании»
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  5. Методические рекомендации Минобразования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования»
  6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  7. Устав образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты

Разработка эффективной комплексной системы формирования психофизического здоровья и речевого развития детей с отклонениями в развитии.

Обоснование и внедрение в деятельность дошкольного учреждения системы коррекционно-развивающей работы на основе применения нетрадиционных методов.

Объекты программы

Дети 5–7-летнего возраста логопедической группы и группы специальной коррекции посещающие ДОУ. Семьи детей посещающие ДОУ. Специалисты, педагогический коллектив ДОУ.

Основные принципы Программы

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепления психического здоровья, научно обоснованными и практически – апробированными методиками и методиками с применением нетрадиционных форм.

Принцип активности и сознательности – участие специалистов в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по психофизическому оздоровлению детей с отклонениями в развитии.

Принцип комплексности и интегративности – решение задач речевого и психофизического развития в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей .

Принцип адресованности и преемственности – поддержание связи между возрастными категориями, учёт разноуровнего речевого развития и состояния психофизического здоровья.

Принцип результативности и гарантированности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой логопедической и психологической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их психофизического здоровья.

Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребёнке, его физиологических и психологических особенностей. Формирования у дошкольников стремления к нормальному речевому общению и к нахождению своего места среди сверстников и в социуме. Реализация общеобразовательных задач дошкольного специального образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей.

Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребёнка, темпы речевого развития и психофизические возможности детей.

Обеспечение реализации основных направлений Программы

Техническое обеспечение

1 Приобретение необходимого оборудования:

– коррекционного оборудования (зеркало 1–1,5 м);
– для развития мелкой моторики (массажные мячики, мозаика, настольно-печатные игры, игрушки по лексическим темам);
– мебели (стол дефектолога, шкаф для методической литературы, наглядных пособий);
– техническое оборудование (компьютер с программным обеспечением по звукопроизношению и коррекции психики, телевизор, видеомагнитофон).

2 Оборудование помещений:

– комната психологической разгрузки;
– сенсорная комната.

Заведующая ДОУ и зам. зав по ВМР
3 Пополнение среды нестандартными пособиями и нестандартным оборудованием (массажёры, «волшебные колечки», объёмные модули, «каштаны». Заведующая ДОУ и зам. зав по ВМР

Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение

1 Осуществление контроля за выполнением специалистами оздоровительных мероприятий физическим и нервно-психическим развитием детей. Учитель-дефектолог
2

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик с нетрадиционными формами работы (по коррекции речи и психофизическому развитию):

– элементы точечного массажа;
– Мантессори-технологии <Рисунок1 >;
– пальчиковая гимнастика <Рисунок2 >;
– психогимнастика по методике Чистяковой М.;
– звуковая гимнастика Лобанова;
– игровой массаж Уманской;
– лечебные игры Галонова А.;
– антистрессовый и интеллектуальный массаж;
– очистительное дыхание;
– антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений;
– образовательная кинезиология <Рисунок3 >, <Рисунок4 >;
– Су Джок терапия <Рисунок5 >, <Рисунок6 >;
– элементы самомассажа <Рисунок7 >;
– музыкотерапия;
– релаксация;
– развивающая игра для развития коммуникативной, когнитивной сфер <Рисунок8 >.

Учитель-дефектолог (логопед)
3 Создание здорового психологического микроклимата в коллективе взрослых и детей Воспитатели
4 Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в коррекционных группах, в кабинете учителя-дефектолога (логопеда), внедрение новых эффективных моделей Учитель-дефектолог (логопед), воспитатели
5 Организация работы с родителями по проблеме звукопроизношения и коррекции психики Учитель-дефектолог (логопед)
6 Участие в конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам речевого и психофизического развития детей с отклонениями в развитии (ОНР, ЗПР). Учитель-дефектолог (логопед)
7 Налаживание тесного контакта с медико-психологическими и социальными службами города Учитель-дефектолог (логопед)

Основные направления Программы

Профилактическое

  • обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей с нарушением речи и отклонениями в развитии к условия коррекционной группы детского сада.
  • решение задач психофизического и речевого развития всеми средствами коррекционно-развивающей работы.
  • предупреждение психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактике.
  • проведение психолого-педагогического обследования.

Организационное

  • Организация предметно-пространственной развивающей среды.
  • изучение передового педагогического, психолого-педагогического опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
  • систематическое повышение уровня квалификации педагогов и специалистов.
  • пропаганда нетрадиционных методов интеллектуального развития детей с отклонениями в развитии в коллективе детей, родителей, сотрудников ДОУ.

Коррекционно-развивающее

  • коррекция отклонений в психофизическом развитии и в общем недоразвитии речи детей.
  • оказание послеоперационной помощи детям с диагнозом ринолалия («заячья губа», «волчья нёба»).
  • использование нетрадиционных методов при коррекции интеллектуального развития и всех высших психических функций, главной из которых является речь.

Предметно-пространственная развивающая среда

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете учителя-дефектолога (логопеда) создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом и психофизическом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоническому развития личности.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах в каждой из возрастных групп в утренние и в вечерни отрезки времени.

Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию, качественному проведению коррекционно-развивающей работы.

Совместная деятельность учителя-дефектолога (логопеда) и воспитателя

Эффективность коррекционно-развивающей работы в коррекционной группе во многом зависит от преемственности в работе учителя-дефектолога (логопеда) и других специалистов, и прежде всего учителя-дефектолога (логопеда) и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями учитель-дефектолог (логопед) осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приёмов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении.

Еженедельные задания учителя-дефектолога (логопеда) воспитателю включают в себя следующие разделы:

  • логопедические пятиминутки;
  • психогимнастика;
  • антистрессовый кинезеологический комплекс упражнений;
  • подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
  • индивидуальная работа;
  • элементы образовательной кинезиологии;
  • элементы Су Джок терапии;
  • рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателей и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связанной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми учителем-дефектологом (логопедом).

Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, антистрессовый кинезеологический комплекс упражнений , элементы образовательной кинезиологии, элементы Су Джок терапии служат для развития общей и тонкой моторики, координации речи с движением, развитие подражательности и творческих способностей, коррекции психики. Это всё может быть использовано воспитателями в качестве физкультминуток на занятиях, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребёнка к значению слова.

Планируя индивидуальную работу воспитателей, учитель-дефектолог (логопед) рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребёнок, хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, учителя-дефектологи (логопеды) рекомендуют занятия по автоматизации дифференциации звуков и по коррекции психического развития детей.

Работа учителя-дефектолога (логопеда) с родителями

Педагоги и специалисты работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Учителя-дефектологи (логопеды) привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме ежедневно в утренние часы и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях . Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и психофизическом развитии.

Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребёнку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослых. Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе.

На особенности организации домашних занятий с детьми родителей нацеливают учителя-дефектологи (логопеды) на своих консультативных приёмах в утренние часы, в материалах на стендах.

С позиций психологии сознательное усвоение знаний, в первую очередь, зависит от наличия у учеников соответствующей мотивации. Поэтому на уроке во вспомогательной школе важным является, прежде всего, обеспечение познавательной активности каждого ученика. На этапе "приспособления к дефекту" для ее обеспечения используется стремление детей с умственной отсталостью выполнять требования учителя.

Главным заданием коррекционной работы в этом направлении является воспитание желания находить правильный ответ, преодолевать трудности умственного и практического характера, чувствовать свою возможность.

С этой целью используются такие приемы: особенно интересна, эмоционально насыщенная форма изложения материала; создание разнообразия заданий; предоставление преимущества диалогическим формам общения над монологическими. Перечисленные приемы особенно важными являются на этапе "приспособления к дефекту".

Как показывает практика, распространенный способ поощрения к учебе путем отмечания значимости полученных знаний для будущей жизни оказывается малоэффективным, поскольку для умственно отсталых детей отдаленные мотивы не являются действенными. Кроме того, конкретность мышления учеников вспомогательной школы препятствует им в осознании знаний из тех или других разделов программы.

Сторонник гуманистической педагогики Ш. Амонашвили, поощряя первоклассников к изучению грамоты, приглашал к ним лучших учеников 4-го класса, которые читали им сказки. Педагог предлагал оценить технику чтения своих помощников и обещал, что вскоре все первоклассники тоже научатся так красиво читать. Описанный прием, на наш взгляд, может оказаться эффективным и в условиях вспомогательной школы, поскольку стремление быть лучшими свойственное и детям с умственной отсталостью.

Однако для формирования умственной деятельности учеников с интеллектуальной недостаточностью лишь одной активизации на уроке недостаточно, ведь у этих детей оказываются недоразвитыми все операции мышления.

Все особенности операционного аспекта мышления необходимо учитывать во время учебы на этапе "приспособления к дефекту". Объяснения должны быть максимально развернутыми, конкретными, с использованием практических действий и наглядности. Новый материал должен подаваться небольшими частями с ориентацией на суженную зону ближайшего развития детей.

Важным средством коррекции недостатков мышления при умственной отсталости является развитие сравнения, поскольку эта операция, с одной стороны, основывается на анализе, а из другого - лежит в основе абстрагирования и обобщения. Детей нужно учить пользоваться критериями анализа и сравнения, выделять и называть свойства объектов, различать наглядные и функциональные, главные и второстепенные признаки, определять общее в разном и отличное в подобном.

Процесс сравнения облегчается введением третьего объекта, который по определенному критерию является похожим на один предмет и отличается от другого.

Учитель может предлагать ученикам сравнивать разные объекты (буквы, слова, задачи, природные явления и тому подобное), связанные с темой урока. Это будет способствовать, с одной стороны, укреплению знаний, а из другого - коррекции недостатков операций мышления.

При изучении любой учебной дисциплины ученики стоят перед необходимостью усваивать новые понятия, сроки обобщающего характера. Если эти понятия вводить путем простого вербального объяснения их значения, то такое усвоение не будет содействовать развитию и коррекции. Для формирования операции обобщения у умственно отсталых детей изучения обобщающего срока должен проходить в несколько этапов.

1. Рассматриваются самые разнообразные предметы, которые являются представителями одного класса или их изображения. Осуществляются описание и анализ каждого из них.

2. Предметы сравниваются между собой, выделяются общие и отличные признаки.

3. Привлекается внимание к общим существенным признакам предметов и сообщается, что именно на основе этих признаков предметы принадлежат к одному классу. Вводится новый обобщающий срок. ("Назовем все предметы одним словом".)

4. Рассматриваются дополнительные предметы, которые являются представителями этого и других классов. Ученики определяют, принадлежит ли предмет к классу, который изучается, или нет. Каждый ответ обосновывается с использованием выделенных существенных признаков.

5. Ученикам предлагают еще раз группу предметов назвать одним словом, назвать этим обобщающим сроком единичный предмет. К их сознанию придется, что тот же объект может иметь разные названия (конкретную видовую или обобщающую родовую) в зависимости от контекста.

6. Демонстрируются связки срока, который изучается, с другими понятиями. Например, выделенный класс предметов может принадлежать к более широкой группе и сам разделяться на подгруппы.

7. Предлагается с усвоенным сроком сложить предложение, назвать с надлежащим обоснованием дополнительных представителей класса, которые на уроке еще не рассматривались.

Коррекционная робота должена охватывать усовершенствование не только операций мышления, но и умственных действий. Следует учить детей не только отвечать на вопрос, но и ставить их, осуществлять анализ условий задания, планировать и контролировать последовательность его выполнения, соотносить результаты с образцом. Для этого сначала дети учатся пользоваться готовым планом действий, по завершению работы отчитываться вербальный, объяснять, почему задание выполнено так, а не иначе. Дальше вербальный отчет с конца работы переносится на ее начало.

Стимуляция к оцениванию результатов, содействует развитию критичности мышления. В этом аспекте полезным является рекомендованный В.М. Синевым прием, когда педагог, который умышленно допускает ошибки, для того, чтобы ученики не верили всему, критически и активно воспринимали объяснение. Можно предлагать ученикам специально разработанные задания, целью которых является само исправление ошибок.

Практика педагогической работы во вспомогательной школе показывает, что деть с умственной отсталостью часто допускают ошибки, хорошо зная правила, потому что не знают, в каком месте эти правила можно применять. Сложное слово неправильно может написать и ребенок с нормальным интеллектом, однако у нее при этом наблюдаются выразительные сомнения. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не сомневается и записывает слово так, как слышит.

Поэтому отдельным заданием для таких учеников может быть подчеркивание орфограмм, которое не только укрепляет знание, но и содействует развитию критичности. Этой цели послужит и использование арифметических задач с лишними или недостаточными данными, без вопросов и тому подобное.

Для развития анализа и сравнения умственно отсталым детям необходимо предлагать отвечать на вопрос относительно свойств предметов после выполнения соответствующих практических действий, с помощью которых эти свойства оказываются. При этом ребенок имеет каждую операцию сопровождать вещанием, объяснять свои действия. Соответствующие практические действия должны производиться каждым ребенком. Демонстрация операции с предметом и объяснения его свойств учителем оказываются неэффективными для коррекции.

Важным в коррекционной работе является также формирование умений устанавливать причинно-следственные связки и делать выводы. Для этого удобно использовать анализ явлений природы, литературных текстов и кинофильмов, складывания рассказов за картинками, толкование скрытого смысла пословиц, метафор и тому подобное, анализ собственных поступков и т. д. Педагог должен не просто сообщить детям готовые знания о причинах и последствиях определенных явлений, а стимулировать их к самостоятельным выводам. В.М.

Синев предлагает, специально создавая логическиепротиворечия, побуждать учеников к продумыванию своих ответов с точки зрения их правильности и полноты, учить их замечать, осознавать и вовремя исправлять собственные ошибки. Необходимо также, по мнению В.М. Синева, учить детей устанавливать двусторонние связки между явлениями (от причины к следствию и от следствия к причине), анализировать "цепную причинность", осознавать многозначность причинно-следственных связей.

произвольность умственной деятельности развивается благодаря направленности познавательной активности не на получение конечного результата, а на поиск способа решения задачи, придумывания задач, моделирования.

Большого значения в коррекции недостатков мышления умственно отсталых учеников играет трудовая деятельность. В трудовой деятельности, в отличие от умственной, конечный результат задается в виде конкретного образца, который обеспечивает осознание и принятие цели, а также заинтересованность в своей работе. Субъективно учениками вспомогательной школы трудовая деятельность воспринимается доступнее, чем умственная.

Все это обеспечивает надлежащую мотивацию труда, которую можно усилить, если сказать ученикам, что изготовленную собственноручно вещь они смогут взять себе или подарить кому-то.

Следует отметить, что не любая трудовая деятельность имеет коррекционную направленность, а лишь специально организована. Не высокой будет коррекционная ценность занятий, на которых интеллектуальную часть работы на себя берет учитель, а ученик выполняет лишь трудовые операции.

В процессе изготовления изделия ребенок должен научиться самостоятельно определять последовательность и содержание трудовых операций, подбирать материал и инструменты, осуществлять измерение, действия самоконтроля и оценивания конечного результата, отчитываться о выполнении, объясняя причины удачных и ошибочных, несовершенных действий.

Транскрипт

1 Консультация практикум для педагогов начальных классов ГКОУ «Введенская специальная (коррекционная) школа» Тема: «Эффективные приёмы коррекции мышления обучающихся с умственной отсталостью на уроках в начальных классах» Дата проведения: г. Педагог-психолог: Г.И.Осипова Мышление умственно-отсталого ребенка характеризуется пассивностью, несамостоятельностью, некритичностью, инертностью, нарушением всех мыслительных операций. В наибольшей степени страдают обобщение и абстрагирование, а также словеснологический вид мышления. Наиболее сохранно наглядно-действенное мышление. У умственно отсталых затруднено формирование понятий, суждений, умозаключений. Мотивация мышления снижена. При решении мыслительных задач отмечается недостаточность ориентировки, отсутствие планирования, неосознанность и хаотичность действий. Слаба регулирующая роль мышления в поведении. Для мышления умственно отсталых детей характерно: 1.нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщения и абстрагирования); 2.сниженная активность мыслительных процессов; 3.наиболее сохранный вид мышления наглядно-действенный; 4.неосознанность и хаотичность в процессе решения; 5.некритичностьт мышления; 6.слабая регулирующая роль мышления; 7.низкая мотивация мыслительной деятельности. Мышление является главным инструментом познания. Как показывают исследования Б.И.Пинского, И.М.Соловьева, Ж.И.Шифа и других ученых, все эти операции у умственно отсталых нарушены и имеют своеобразные черты. Анализ у таких детей характеризуется недостаточной полнотой и точностью. Бессистемностью и непоследовательностью, хаотичностью. При анализе объекта они выделяют лишь отдельные, хорошо им знакомые, наиболее заметные части объекта, не стремятся произвести детальный анализ, пропускают ряд важных свойств. Из-за несовершенства анализа затруднен и синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные части или свойства, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Ярко проявляются специфические черты мышления у умственно отсталых в операциях сравнения. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто по несоотносимым (например, цвет одного объекта и форму другого). При сравнении более успешно выделяют признаки различия, чем сходства. В наибольшей степени страдает такая мыслительная операция, как обобщение. У умственно отсталых оно также основано на выделении несущественных, второстепенных свойств объектов. При обобщении такие дети опираются на внешние наглядные свойства, функциональные или ситуативные признаки. Развитие различных видов мышления своеобразно по сравнению с нормой. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным наглядно-действенное. В школьном возрасте у таких учащихся преобладающим является наглядно-образный вид мышления, но для него характерны недостатки при оперировании образами. У детей отмечается малая динамичность образов, их фрагментарность. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, неспособность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило, не проводят проверки решения задания, часто не замечают своих ошибок.

2 При решении мыслительных задач отмечается недостаточность ориентировки, отсутствия планирования. Умственно отсталые дети обычно начинают работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Мотивация мышления у них снижена: привлекают легкие задания, не требующие мыслительного напряжения и преодоления препятствий. Совершенствование мышления умственно отсталого ребенка возможно при грамотном построении процесса обучения и воспитания. Коррекция недостатков мышления С позиций психологии сознательное усвоение знаний, в первую очередь, зависит от наличия у учеников соответствующей мотивации. Поэтому на уроке в спец. кор. школе важным является, прежде всего, обеспечение познавательной активности каждого ученика. На этапе "приспособления к дефекту" для ее обеспечения используется стремление детей с умственной отсталостью выполнять требования учителя. Главным заданием коррекционной работы в этом направлении является воспитание желания находить правильный ответ, преодолевать трудности умственного и практического характера, чувствовать свою возможность. С этой целью используются такие приемы: особенно интересна, эмоционально насыщенная форма изложения материала; создание разнообразия заданий; предоставление преимущества диалогическим формам общения над монологическими. Перечисленные приемы особенно важными являются на этапе "приспособления к дефекту". Как показывает практика, распространенный способ поощрения к учебе путем отмечания значимости полученных знаний для будущей жизни оказывается малоэффективным, поскольку для умственно отсталых детей отдаленные мотивы не являются действенными. Кроме того, конкретность мышления учеников спец.кор. школы препятствует им в осознании знаний из тех или других разделов программы. Сторонник гуманистической педагогики Ш. Амонашвили, поощряя первоклассников к изучению грамоты, приглашал к ним лучших учеников 4-го класса, которые читали им сказки. Педагог предлагал оценить технику чтения своих помощников и обещал, что вскоре все первоклассники тоже научатся так красиво читать. Описанный прием, может оказаться эффективным и в условиях спец.кор. школы, поскольку стремление быть лучшими свойственное и детям с умственной отсталостью. Однако для формирования умственной деятельности учеников с интеллектуальной недостаточностью лишь одной активизации на уроке недостаточно, ведь у этих детей оказываются недоразвитыми все операции мышления. Все особенности операционного аспекта мышления необходимо учитывать во время учебы. Объяснения должны быть максимально развернутыми, конкретными, с использованием практических действий и наглядности. Новый материал должен подаваться небольшими частями с ориентацией на суженную зону ближайшего развития детей. Важным средством коррекции недостатков мышления при умственной отсталости является развитие сравнения, поскольку эта операция, с одной стороны, основывается на анализе, а из другого - лежит в основе абстрагирования и обобщения. Детей нужно учить пользоваться

3 критериями анализа и сравнения, выделять и называть свойства объектов, различать наглядные и функциональные, главные и второстепенные признаки, определять общее в разном и отличное в подобном. Процесс сравнения облегчается введением третьего объекта, который по определенному критерию является похожим на один предмет и отличается от другого. Учитель может предлагать ученикам сравнивать разные объекты (буквы, слова, задачи, природные явления и тому подобное), связанные с темой урока. Это будет способствовать, с одной стороны, укреплению знаний, а из другого - коррекции недостатков операций мышления. При изучении любой учебной дисциплины ученики стоят перед необходимостью усваивать новые понятия, сроки обобщающего характера. Если эти понятия вводить путем простого вербального объяснения их значения, то такое усвоение не будет содействовать развитию и коррекции. Для формирования операции обобщения у умственно отсталых детей изучения обобщающего срока должен проходить в несколько этапов. Коррекционная робота должна охватывать усовершенствование не только операций мышления, но и умственных действий. Следует учить детей не только отвечать на вопрос, но и ставить их, осуществлять анализ условий задания, планировать и контролировать последовательность его выполнения, соотносить результаты с образцом. Для этого сначала дети учатся пользоваться готовым планом действий, по завершению работы отчитываться вербальный, объяснять, почему задание выполнено так, а не иначе. Дальше вербальный отчет с конца работы переносится на ее начало. Практика педагогической работы в спец.кор. школе показывает, что дети с умственной отсталостью часто допускают ошибки, хорошо зная правила, потому что не знают, в каком месте эти правила можно применять. Сложное слово неправильно может написать и ребенок с нормальным интеллектом, однако у него при этом наблюдаются выразительные сомнения. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не сомневается и записывает слово так, как слышит. Поэтому отдельным заданием для таких учеников может быть подчеркивание орфограмм, которое не только укрепляет знание, но и содействует развитию критичности. Этой цели послужит и использование арифметических задач с лишними или недостаточными данными, без вопросов и тому подобное. Важным в коррекционной работе является также формирование умений устанавливать причинно-следственные связки и делать выводы. Для этого удобно использовать анализ явлений природы, литературных текстов и кинофильмов, складывания рассказов за картинками, толкование скрытого смысла пословиц, метафор и тому подобное, анализ собственных поступков и т. д. Педагог должен не просто сообщить детям готовые знания о причинах и последствиях определенных явлений, а стимулировать их к самостоятельным выводам. Большое значение в коррекции недостатков мышления умственно отсталых учеников играет трудовая деятельность. В трудовой деятельности, в отличие от умственной, конечный результат задается в виде конкретного образца, который обеспечивает осознание и принятие цели, а также заинтересованность в своей работе. Субъективно учениками вспомогательной школы трудовая деятельность воспринимается доступнее, чем умственная.

4 Все это обеспечивает надлежащую мотивацию труда, которую можно усилить, если сказать ученикам, что изготовленную собственноручно вещь они смогут взять себе или подарить кому-то. Следует отметить, что не любая трудовая деятельность имеет коррекционную направленность, а лишь специально организованная. Не высокой будет коррекционная ценность занятий, на которых интеллектуальную часть работы на себя берет учитель, а ученик выполняет лишь трудовые операции. В процессе изготовления изделия ребенок должен научиться самостоятельно определять последовательность и содержание трудовых операций, подбирать материал и инструменты, осуществлять измерение, действия самоконтроля и оценивания конечного результата, отчитываться о выполнении, объясняя причины удачных и ошибочных, несовершенных действий. В работе с у/о детьми важно учитывать особые принципы обучения. 1. Использовать красочный, содержательный материал, способный активизировать и удерживать внимание детей на протяжении всего процесса познания. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. 2. Использовать материал, доступный пониманию детей с умеренной умственной отсталостью. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. 3. Уделять значительное время процессу распознания, прояснения и обобщения воспринимаемой информации, т.к. главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. 4. Сопровождать процесс развития мышления многочисленными наводящими вопросамиподсказками, т.к. у детей с умеренной умственной отсталостью отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. 5. Эмоционально поддерживать ребенка на протяжении всего занятия. Руководить не только процессом его восприятия, но и эмоциональным развитием.

5 Упражнение «Составление рассказа» Для проведения упражнения детям предлагается картинка с текстовым сопровождением и графическими фрагментами, изображающими смысловую часть текста. Стимульный материл к упражнению «Составление рассказа»


УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в периоде созревания и обеспечивающих

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ Шамсутдинова Дина Робертовна г. Магнитогорск ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» Институт

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Николаева Надежда Александровна учитель МБОУКШ 7 им. В.В. Кашкадамовой Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов

А ВЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ? ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития общества как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 1. Предмет: Литературное чтение. 2. Класс: 3 «В». 3. Учитель начальных классов Фурман Светлана Валентиновна. 4. Тема урока «Люблю все живое». 5. Цель учителя: создание условий

«Обществознание» 6 класс /адаптирована на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова/ Составитель: Учитель обществознания Евсеева Е.В.

Министерство образования и науки РФ государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное учреждение Амурской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ Турмаханова С.А., Бейсемби К. Т. Южно-Казахстанский гоударственный педагогический институт г. Шымкент, Казахстан Реализация человеком своей

Твардовская Алла Александровна Уровни сформированности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с церебральным параличом Ключевые слова: мыслительная деятельность, младший школьный возраст,

1.Пояснительная записка к программе «Развитие познавательных процессов и сенсорных качеств у обучающихся и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Одной из наиболее острых социальных проблем современного

Восприятие, как психический познавательный процесс детей с ЗПР Наиболее благоприятным периодом для развития и воспитания детей является дошкольный возраст, когда формируются все системы и функции организма.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Технологический колледж 21» (ГБПОУ ТК 21) (СП 4) «Формирование элементарных математических

Методические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных)

Тематическая консультация с элементами мастер класса для родителей группы детей с ОВЗ на тему: «Развитие механизмов внимания, памяти, мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи» Цель:

Нелюбина Любовь Александровна МКДОУ 207 педагог-психолог Игровые упражнения как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста Поток информации поступающий из вне, рост темпа жизни приводит

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Л.М. Бобелева Отличник народного просвещения ГКОУ «Специальная» (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 36 города Ставрополя» Для детей

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Абаканское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

Критерии готовности ребенка к обучению в школе Формирование школьной готовности определяется всей предшествующей дошкольной жизнью ребенка: его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 г. Королёв Самостоятельная работа учащихся как форма учебной работы Подготовила доклад учитель химии Чудайкина Е.

Личностный смысл регулятор учебного поведения Три типологические группы учеников Первая группа «самостоятельные учащиеся» - отличаются самостоятельностью и высоким уровнем осознанности всех звеньев построения

Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР) Задержка психического развития чаще всего относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ «Утверждаю» «15» сентября 2014 г. Директор МБОУ СОШ 2 /Ю.Н. Гостилов/ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПЛАН на учащегося 4В класса Горошко Влада. на 2014 2015

Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии. Интересен исторический

Методы обучения Метод обучения это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на

Аннотация к рабочей программе «Коррекция памяти, внимания, мышления, саморегуляции при работе с детьми «группы риска» старшего дошкольного возраста» (подготовка детей к обучению в школе) Данная программа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе» Выполнила: Педагог-психолог Т.А. Тканова Психологическая

Предшкольная подготовка Дорогие родители! Программа подготовки к школе поможет Вашему ребенку быть готовым к обучению в начальной школе. Добро пожаловать на наши занятия по подготовке ребёнка к школе!

Рабочая программа предмета «Литературное чтение (альтернативное чтение)» 4 класса 2014 2015 учебный год Срок реализации: 1 год Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению составлена

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 6 класса Пояснительная записка Рабочая программа по математике для обучающихся 6 класса составлена на основе Программы специальной (коррекционной)

1.1.2. Общая характеристика адаптированной образовательной программы начального общего образования учащихся с задержкой психического развития. Адаптированная образовательная программа формируется с учетом

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» Программа по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста - 2015 - Автор-составитель: В.П.Попинина, воспитатель МБДОУ детского сада 3 «Теремок»

Что нужно знать родителям о готовности к школе детей дошкольного возраста. ВОПРОС Что подразумевает мотивационная готовность ребенка к обучению в школе? Мотивационная готовность обеспечивает положительное

Приложение 1 Какие учебные умения нужны младшему школьнику при чтении В соответствии со структурой учебной деятельности читательские умения могут быть подразделены на четыре группы: ориентировки (планирования),

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» (В.А.Сухомлинский) Мотивация осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.. Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений: I вид для глухих детей; II вид для слабослышащих и позднооглохших

Формирование у младших школьников универсальных учебных действий. Введение. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.

Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на этапе устного счета Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями.

Программы наблюдения на уроке I Цель: изучить практику управления процессом развития мыслительной деятельности учащихся на уроке и выявить условия ее совершенствования. 1. Какие формы организации мыслительной

Недашковская Оксана Михайловна, заместитель директора по ВР, МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки 104», г. Кемерово, Россия К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Особенности развития высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья Педагог-психолог: Нуртдинова Т.А. Особенности внимания при задержке психического развития Причины нарушенного

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Первые несколько лет жизни ребенка очень важны. Именно в первые 3 года жизни закладывается основа для будущего развития мышления. В возрасте до трех лет ребенок преимущественно мыслит образами, много воображает

В результате прохождения программы, у первоклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. 1. Личностные универсальные учебные действия

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Логика в математике» является программой естественнонаучной направленности в рамках образовательной программы ГАОУ ДПО ЦПМ. Данная программа

Филиппова Анастасия Владимировна учитель-логопед МОУ «Д/С 285 Красноармейского района Волгограда» г. Волгоград, Волгоградская область Самоделкина Наталья Сергеевна учитель-логопед МОУ «Д/С 336 Дзержинского

Рабочая программа по внеурочной деятельности Коррекционная работа (Коррекционно-развивающая область) Раздел I. Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности «коррекционная работа»

Пояснительная записка Рабочая программа по швейному делу для 7 класса составлена в соответствии с адаптированной основной образовательной программой, разработанной образовательным учреждением на основе

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии В Ы С Т У П Л Е Н И Е П О Д Г О Т О В И Л А: К О М А Р О В А Г А Л И Н А И В А Н О В Н А, У Ч И Т Е Л Ь Б И О Л О Г И И Урок это зеркало

Сорока Оксана Геннадьевна методист Минского государственного областного института повышения квалификации и переподготовки кадров (МГОИПК и ПК) магистр педагогических наук Системообразующие факторы логической

Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Берестяные кружева» первого года обучения разработана на основе авторской комбинаторной программы внеурочной деятельности по кружку «Берестяные кружева»

1. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» составлена на основании: Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской

Аннотация к АООП НОО для детей с ОВЗ Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (далее - АООП НОО) для детей с ОВЗ развития определяет основные направления и принципы

СОДЕРЖАНИЕ I раздел. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 1.1.Пояснительная записка.... 2 1.2. Цели и задачи программы...4 1.3.Содержание программы.

Психологические аспекты педагогической деятельности ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Иванцова Мария Павловна педагог-психолог МКС(К)ОУ СКОШ VII ВИДА 23 г. Ижевск, Удмуртская Республика

2.1.Для реализации ФГОС ДО в процессе образовательной деятельности педагоги используют: 2.1.1.Методы обучения и воспитания, принятые в дошкольной педагогике (в основе классификации - основные формы мышления

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Класс: 5 Учитель: Акыева Марина Руфимовна Количество часов: Всего 204 часа, в неделю 6 часов. Предлагаемая

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОДЕРЖАНИЕ I раздел. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 1.1 Пояснительная записка.... 2 1.2 Цели и задачи программы...4 1.3 Содержание программы..6

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО Цель посещения: Дата: Класс, учитель: Количество учащихся в классе: Присутствовали на уроке: Тема урока: Тип урока: Дидактическая задача урока: Цели

Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков. Консультация для молодых специалистов. Тема: «Что означает готовность детей к школе». Выполнила: Воспитатель

Свиридович И.А., Реализация коммуникативного подхода в обучении языку учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности // Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном

Рабочая внеурочной деятельности «Шаги к успешности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы

Психологические особенности учебной деятельности пятиклассников СОВЕТЫ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА Известно, что возможность успешного продвижения пятиклассников в учебной деятельности зависит от его способности

МКСКОУ для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

"Специальная (коррекционная) общеобразователь ная

школа-интернат VIII вида №4"

Учитель:

Зарипова Ирина Владимировна

1​ Коррекция мышления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка в школе VIII вида.

2​ Особенности мышления

3​ Приёмы и упражнения на уроках русского языка, направленные на корригирование мыслительных операций.

4​ Заключение.

5​ Литература.

1​ Коррекция мышления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка в школе VIII вида.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это «особый» ребёнок. Но как и всякие другие ученики, «особые» дети на протяжении всех лет обучения развиваются. Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедаго гики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у «особого» ребёнка высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия), которые у них очень слабо развиты, особенно мышление, что ведёт к плохому усвоению учебной программы по русскому языку.

Поэтому я взяла проблему использования коррекционных приёмов и упражнений на уроках русского языка в системе развития высших психических функций для активизации мышления, памяти, внимания, восприятия, развития речи, повышения орфографической грамотности детей.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что у детей с нарушениями психического развития наблюдается крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объясняется недоразвитостью основного инструмента мышления - речи.

Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений - проявляется в процессе обучения в том, что ученики плохо усваивают правила и общие понятия. Они нередко заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не могут применить на практике. Поэтому изучение русского языка, предмета, в наибольшей степени требующего усвоения правил, представляет для умственно отсталых детей наибольшую сложность.

Развитие мышления у умственно отсталых учащихся -трудная, но принципиально разрешимая задача. Она достигается с помощью специально разработанных коррекционных приёмов обучения.

Цель моей работы - используя данные литературы и опыт работы в коррекционной школе представить методические рекомендации учителям русского языка по использованию приёмов и упражнений для коррекции высших психических функций.

Задачи применения на уроках русского языка коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мышления:

развивать все стороны речи учащихся;

формировать у них морфологические знания частей
речи и навыки правописания надежных окончаний
существительных, прилагательных;

повышать орфографическую грамотность;

активизировать интерес к предмету и активность
на уроках;

Повышать уровень элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.

2​ Особенности мышления учащихся с нарушением психического развития

Мышление - творческий процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных операций.

Основными операциями мышления являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

Первейший признак умственной отсталости - нарушение мышления. Недоразвитие мышления «особых» детей определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности. Притом, нарушения наблюдаются во всех операциях мышления.

Снижается уровень обобщения у учащихся с нарушением психического развития, которое проявляется преобладанием в суждениях непосредственных представлений о предметах и явлениях, установлением сугубо конкретных связей между предметами. «Особые» дети мыслят конкретно, т. е. остаются во власти единичных наглядных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное. Они скорее вспоминают, чем размышляют. Например, при классификации предметов они объединяют в группы разнородные предметы (тетрадь и стол, поскольку оба нужны для письма). Предметы ими группируются на основе второстепенных признаков. Отмечается непонимание условности и обобщенности образа при толковании пословиц и метафор. Не понятен перенос смысла пословицы на другие ситуации. Пословицы понимаются буквально, и при этом утрачивается их обобщенный смысл. При сравнении предметов отсталым учащимся легче установить различия, чем уловить сходство. Это происходит потому, что у них недостаточно развита операция обобщения.

В процессе обучения слабость обобщений проявляется в плохом усваивании правил и общих понятий. Заучивая правила наизусть, учащиеся не понимают их смысла и не умеют их применять. В связи с этим изучение русского языка- предмета, в наибольшей степени требующего усвоения правил, представляет особенную трудность для детей с нарушениями интеллектуальног о развития. Они не способны совершать словесное опосредование объективных связей между предметами и явлениями реального мира, что затрудняет им управление своим поведением. Таким образом, несовершенно отражается предметный и человеческий миры и взаимосвязи в них. «Особые» дети не умеют абстрагироваться от конкретных деталей, в то время как это необходимо для полноценного отражения объективных свойств и закономерностей явлений. Их аналитическая деятельность основывается на представлениях и понятиях. Такие учащиеся в своём развитии идут от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями, что является необходимой предпосылкой понимания учащимися явлений окружающей жизни. Особые трудности у учащихся с отклонениями в развитии возникают при установлении и понимании причинно-следств енных связей. Детям легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это и понятно: при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт может быть следствием самых различных причин, которые надо специально анализировать.

Недоразвитие высших форм мышления «первое и наиболее частое осложнение, возникающее как вторичный синдром при умственной отсталости», но осложнение,

возникающее не обязательно. Отсюда вывод - умственно отсталые дети смогут научиться обобщать.

Нарушение динамики мыслительной деятельности проявляется в форме лабильности и инертности мышления. Инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую проявляется в обстоятельности и излишней детализации. Она характерна для многих умственно отсталых учащихся. У них обнаруживается замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов и трудности переключения.

Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления характерно для умственно отсталых лиц, у которых, как правило, отсутствует мотив действия. Отсутствие целенаправленнос ти в действии сказывается и в мышлении, которое становится не только поверхностным и незавершенным, но и перестает быть регулятором поведения.

Нарушение критичности мышления (отсутствие контроля своих действий и коррекции допущенных ошибок)

Постоянная характеристика умственно отсталых субъектов, которые не умеют оценивать работу мысли, взвешивать все доводы за и против. При выполнении ими заданий обнаруживается много ошибок, связанных с бездумным написанием слов на изученные орфограммы, безразличным отношением к собственным ошибкам.

Слабость регулирующей роли мышления у «особых» детей возникает в связи с тем, что они не умеют пользоваться в случае необходимости уже усвоенными умственными действиями. Ослабление регулирующей функции мышления связано с «некритичностью» мышления. Умственно отсталые учащиеся не сомневаются в правильности своих, только что возникших предположений. Редко замечают свои ошибки. Они даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными.

Таким образом, мышление «особых» детей конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательн ое, стереотипное и некритичное. Регулирующая роль мышления в поведении недостаточна. Для того, чтобы помочь учащимся с нарушениями психического развития научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности применяю на уроках русского языка приёмы и упражнения, корригирующие процессы мыслительной деятельности.

3​ Приёмы и упражнения на уроках русского языка, направленные на коррегирование мыслительных операций.

Коррекция - исправление (преодоление) недостатков физического и психического развития аномального ребёнка.

Важнейшим значением коррегирования высших психических функций является развитие мыслительных операций. Мышление развивается двумя путями: первый - от восприятия к наглядно-действе нному мышлению, а затем к наглядно-образно му и логическому; второй - от восприятия к наглядно-образно му и логическому мышлению. Оба пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику, играют свою особую роль в познавательной деятельности человека. Важно помнить, что достижения каждого периода развития не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а играют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированнос ть процессов мышления, идущих как от восприятия к наглядно-действе нному, так и от восприятия к наглядно-образно му мышлению, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.

* принцип коммуникативной направленности;

принцип единства развития речи и мышления;

принцип повышения языковой и речевой мотивации;

принцип формирования чувства языка и опоры на него;

принцип взаимодействия работы над устной и письменной речью.

Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы является принцип

единства развития речи и мышления. Этот принцип опирается на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления.

Нарушение интеллектуальной деятельности умственно
отсталых детей приводит к неполноценности их речевой
практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает
формирование логического мышления, затрудняет устранение
недостатков наглядно-образно й и наглядно-действе нной его
форм. Разорвать этот замкнутый круг можно прежде всего в области речи. Речь - канал развития интеллекта и, что особенно важно, канал, доступный для внешнего воздействия.

Формируя речь, работаю над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне - будь то слово, предложение или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствовани е мыслительной деятельности учащихся. «Речь организует, упорядочивает и активизирует мышление школьников, пишет В. Г. Петрова, - помогает им устанавливать несложные смысловые связи между частями воспринимаемого материала и тем самым способствует осуществлению познавательной активности».

Принцип единства речи и мышления реализуется с помощью методов и приёмов обучения, активно влияющих на речевую и мыслительную деятельность детей. Прежде всего, это те методы и приёмы, которые составляют суть мыслительных операций. К таковым относятся анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнение и классификация.

По данным исследования Б. Брёзе, активное использование методов сравнения, анализа и синтеза положительно влияет на формирование речи и мышления детей: «...учащиеся вспомогательных школ интенсивно развивают свои способности... и склонности к спонтанному речевому воспроизведению в неразрывной связи с их способностью к умственному анализу и синтезу». Применение вышеназванных методов и приёмов на уроках русского языка вызывает у детей интерес к предмету, активность на занятиях, развивает речь, повышает орфографическую грамотность. Поэтому на уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока. Вид коррекционного упражнения определяется целью и задачами урока. По времени такие задания занимают небольшую часть урока (от 1 до 5 мин.), но приносят большую пользу и эффективность для развития высших психических функций.

В структуре урока выделяют несколько этапов: подведение к теме урока, словарная работа, изучение нового материала, закрепление и другие.

Начало урока должно быть интересным, настраивающим на работу, Поэтому на этапе подведения к теме урока использую следующие корр. приёмы:

1​ Словесные лабиринты

2​ Изменение направления текста

3​ «Перевертыши»

4​ Слова с «зашумлением»

5​ Анаграммы (Анаграммы с нумерацией)

Эти коррекционные приёмы оживляют начало урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, кратковременную память, речь, аналитико-синтет ическое мышление, сообразительност ь.

Одним из важнейших этапов урока русского языка

является словарная работа.

Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности, поэтому на этом этапе урока использую различные коррекционные приёмы и упражнения для развития логического мышления, внимания, памяти, восприятия, речи с целью повышения эффективности словарной работы, активности школьников, обеспечения на данном структурном этапе урока его развивающей направленности.


gastroguru © 2017