Как повысить эффективность чтения. Новый подход при чтении Конспектирование прочитанного текста

Большинство людей испытывают к книгам странную смесь жадности и апатии. Мы любим покупать книги, копим их , но читаем не всегда. Объёмный список непрочитанного демотивирует.

Не покупайте книги впрок. Вам достаточно одной или двух. Все остальные дождутся своего часа в списке на прочтение. И старайтесь покупать поменьше дорогих иллюстрированных изданий - это хороший подарок, но только не самому себе.

2. Правило 50 страниц

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на неинтересные книги.

Старайтесь побыстрее отсеять скучное и бесполезное. Для этого достаточно прочитать первые 50 страниц книги. Если она увлечёт за 50 страниц, то не разочарует до последней. Если нет - се ля ви.

Старайтесь не давать плохим книгам второго шанса. Ежегодно вокруг вас издаются сотни, тысячи новых и интересных.

3. Кто пишет и о чём

Перед чтением познакомьтесь с книгой: прочитайте об авторе и книге, изучите содержание. Так вы зададите правильный вектор вашего чтения.

Кроме того, перед чтением спросите себя: что вы хотите узнать о книге, какие проблемы она поможет вам решить? Это поможет во время чтения зацепиться за темы, полезные именно вам.

4. Альтернативные форматы

На книгах мир клином не сошёлся. В современном мире хватает форматов: статьи, аудиокниги и подкасты, и лонгриды, дайджесты и рассылки.

Если книги кажутся вам длинными и скучными, значит, так оно и есть. Переключитесь на другие форматы, нащупайте свой.

5. Читайте с карандашом

Никогда не читайте книгу без карандаша. Если нет возможности сделать заметку или выделить цитату, то чтение оказывается бесполезным.

Книга - это просто гора словесной руды, из которой вам нужно добыть крупицы смысла. Если нет возможности отделить породу от самородков, то зачем читать?

Смело подчёркивайте, выделяйте, пишите в заметках свои мысли и идеи. Превращайте книгу в нечто большее, чем стопка подшитой бумаги. После такого осмысленного чтения книга становится по-настоящему вашей.

6. Не менее 30 страниц в день

У всех людей свой ритм чтения. «Марафонцы» читают по месяцу, отщипывая от издания по крошке. «Спринтеры» пробегают книгу целиком за пару дней. Однако есть простая и универсальная формула чтения. Она поможет читать и дочитывать до конца раньше, чем вас оставят интерес и силы.

7. Смешиваем жанры

У каждого есть любимые жанры. Однако если слишком углубиться в детективные романы или бизнес-литературу, то наступит перенасыщение. Даже классные книги перестанут радовать.

В таком случае полезно сменить жанр. Перемешивайте книги словно ингредиенты коктейля. После нон-фикшн прочитайте томик русской классики. После неё - фантастику, а затем книгу по переговорам.

Умение чередовать литературные жанры - это отличный способ быть в тонусе и развивать свой читательский кругозор.

8. Пишите о прочитанном

Если вы читаете эффективно, то у вас будут накапливаться цитаты, отрывки и мысли о прочитанном. Это ценная информация, настоящий книжный концентрат. Жалко хранить это в сундуке.

Заведите свой книжный . Пишите рецензии на прочитанное, делитесь цитатами. Опубликуйте список чтения, ругайте плохие издания и хвалите хорошие. Для этого подойдёт даже Facebook, никаких специальных писательских умений не потребуется.

Так у вас появится место для хранения цитат и отрывков, а у ваших друзей - пара поводов любить вас ещё больше.

9. Перечитывайте заметки

Заведите привычку перечитывать свои книжные заметки. Если вы «пережмёте» книгу в несколько страниц, то вам хватит полчаса времени на перебор своих книжных запасов.

Знания любят повторение. Так ключевые идеи всегда будут на расстоянии руки от их практического применения.

10. Презентация о прочитанном

Чтобы не забыть прочитанное в книге, расскажите об этом своим друзьям.

Многие клиенты Smart Reading проводят внутренние семинары, на которых сотрудники делятся книжными находками и рассказывают истории. Подобные семинары можно проводить среди своих друзей или даже членов семьи.

Итак, если написать небольшое саммари на наши советы, то получится следующее:

  • Не копите книги, читайте их ежедневно по 30 страниц минимум.
  • Судите о книге по первым 50 страницам.
  • Не стесняйтесь пробовать разные жанры и альтернативные форматы.
  • Обязательно выписывайте цитаты и делайте заметки.
  • Делитесь ими в блоге и делайте презентации для коллег и друзей.
  • Используйте учетную карточку как закладку. Таким образом вы всегда имеет под рукой мини-журнал, куда вы можете записать тезисы, выводы и возникшие идеи. Можно также записывать их на стиках и развешивать на видном месте.
  • Задайтесь целью. Подумайте, что именно вы хотите получить, для чего вы читаете эту книгу.
  • Заведите "Дневник читателя". Закончив ту или иную книгу, записывайте в него краткое резюме, основные цитаты, главную идею. Или же выкладывайте выводы и краткое описание в блог или на вики-сервис.
  • Расскажите об этом. Это лучший способ сформулировать для самого себя то, что вы прочитали. Поговорите о книге с друзьями или коллегами, в Интернете. Воспроизводя содержание, мы его окончательно осознаем.
  • Научите этому. Ничто так не помогает досконально изучить предмет, как его преподавание. Для этого вам не обязательно становится профессором - устройте семинар на работе или лекцию в вашей библиотеке.
  • Структурируйте. Это приводит в порядок мысли. Выведите несколько понятий и разложите их в виде последовательных тезисов - это хорошо отложится в памяти.
  • Воспользуйтесь Интернетом. Введите основные понятия или название книги в поисковик - с развитием Интернета многие авторы стали размещать по прошествии времени дополнения или исправления к книге. Зайдите на официальный сайт писателя - если вы захотите начать конструктивную беседу, хорошо осведомлены или просите помощи, автор вам не откажет в общении.
  • Отвлекитесь. Необходимость быстро читать нам диктует ускорение самой жизни. Курсы ускоренного чтения сейчас невероятно популярны, но там вам не объяснят главного - для того, чтобы понять, о чем только что прочитали, вам необходимо остановиться. Даже если время чтения ограничено, не забывайте отвлечься после каждой главы и хотя бы пять минут поразмыслить о прочитанном.
  • Задавайте вопросы. Конечно, это смело, но подумайте - все ли, что написано в книге, правда? Попробуйте исследовать еще несколько точек зрения по этому вопросу - тогда у вас сложится полная картина.
  • Составляйте список. Все книги, встречающиеся вам в Интернете, в самих книгах и в разговорах, сносите в список обязательного прочтения. При условии, конечно, что они вас заинтересовали. Не забывайте об этом, иначе потом название обязательно выпадет из головы. И лучше всегда его иметь с собой - вдруг наткнетесь на новый книжный магазин или распродажу.
  • Меняйтесь. Время от времени попробуйте читать что-то для вас совершенно непривычное. Купите книгу неизвестного автора или незнакомой тематики - вы можете быть потом приятно удивлены.
  • Неудачи случаются. В продолжение предыдущего пункта и не только: ничего страшного, если вы так и не смогли закончить чтение книги, если даже многим она понравилась. На вкус и цвет товарища нет, не тратьте свое личное время, если какая-то книга никак "не идет".

Читая эффективно , мы экономим время жизни! Как повысить эффективность чтения? Как читать книги более рационально и с наибольшей пользой? Можно делать это обычным способом, а лучше - немного нестандартно, но гораздо эффективнее...

  • Итак, как можно читать меньше, а знаний получать больше?

Вы не имеете серьёзных проблем со здоровьем? Искренние поздравления! Вы – счастливчик! Многие не могут похвастать таким счастьем. Время от времени задумываетесь о своей жизни и понимаете, что жить можно гораздо лучше, в сравнении с теперешним вашим существованием? Искренние поздравления! Многим людям стыдно признаться даже самим себе, что они влекут жалкое существование, не имея никаких перспектив и надежд на какое-либо улучшение своей печальной участи. Читая эффективно, к лучшей жизни придёте намного раньше!

Имеете страстную мечту покорить какую-то вершину, богатыми, много читаете и развиваетесь всеми возможными способами? Отлично! Мечты многих людей не распространяются дальше завтрашнего дня. Понимаете, что для того, чтобы иметь какие-либо шансы достичь хоть чего-то значимого, необходимо постоянно читать, развивать свои таланты, навыки и умения, оттачивать мастерство, расти профессионально и духовно? Если это так, то это просто великолепно!

  • Огромное количество неудачников, даже если всё это прекрасно знают и понимают, но даже не пытаются ударить палец о палец, чтобы развить и реализовать свои таланты и способности.

ГДЕ ТУТ ЭФФЕКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ ?

А теперь представьте себе, что вам сказочно повезло, и кто-то очень успешный желает стать вашим личным наставником, и передать лично вам весь свой накопленный опыт, относительно достижения грандиозного успеха, богатства и процветания. Своеобразный личный бизнес-тренер и учитель, который сможет мудрыми и своевременными советами уберечь вас от колоссального количества ошибок и неверных шагов на пути к богатству, которые непременно совершат все ваши друзья, знакомые и конкуренты, не имеющие столь мощной поддержки.

  • Да, все они могут читать, даже очень много, но, делая это не слишком эффективно и, не имея такого рода помощи, гарантированно натворят массу глупостей.

Представили? Согласитесь, что имея такого советника, можно достичь очень многого. А теперь немного разочарования: большинству людей, стремящихся и успешными, вряд ли когда-нибудь посчастливится иметь такого наставника. Причина банальна: из всех тех людей, достигших многого в жизни, лишь небольшая часть сделала это честно - создали из ничего многомиллионные состояния, упорным трудом выкарабкались из нищеты и бедности, став успешными и богатыми. Более того, даже из этих победителей, по разным причинам, далеко не каждый согласится быть чьим-либо помощником. Другими словами, для всех целеустремлённых и амбициозных искателей успеха, наставников не хватит никогда.

  • Что же делать? К счастью, многие успешные и пишут книги, в которых передают свой личный опыт широкому кругу читателей. Какое всё это имеет отношение к наставничеству и эффективности чтения? Самое прямое.

Допустим, вы собираетесь прочитать книгу, написанную кем-то, кто очень многого в жизни достиг благодаря труду, настойчивости и упорству. Резонно предположить, что в таком источнике ценной информации можно почерпнуть для себя целый ряд дельных советов, идей и рекомендаций. Как сделать так, чтобы автор обращался к вам лично?

Для этого достаточно иметь лишь чуточку воображения. Приступая к чтению новой книги, написанной, к примеру, крупным предпринимателем, представьте себе во всех красках, что в комнате есть только вы, и эта выдающаяся личность... Вообразите, что на время чтения, её автор стал вашим личным учителем. Не абстрактным, а в буквальном смысле слова. Начиная читать, вообразите, что вы не книгу читаете, а наставник, сидящий в кресле напротив, передаёт лично вам всю мудрость в ней изложенную. Всемирно признанный авторитет смотрит вам в глаза и, не скупясь, делится богатейшим личным опытом, для накопления которого ему понадобились десятилетия.

Читая подобным образом, вы поразитесь - насколько материал станет более информативным, интересным и увлекательным. Насколько глубже вы начнёте вникать в суть предмета, и насколько больше сможете впитать в себя и запомнить ценных советов и рекомендаций. Читаете книгу Дональда Трампа? Отлично. Читайте её более эффективно. Представьте, как Дональд Трамп отложил все свои дела, уселся в роскошное кресло на расстоянии вытянутой руки от вас, и спокойным тоном делится лично с вами собственной мудростью, мыслями и идеями. Мечтаете иметь в качестве личного наставника Билла Гейтса? В реальности - можно всю жизнь об этом мечтать. На самом деле, если вы не обделены способностью , фантазировать и воображать, то самые великие люди современности могут быть вашими личными инструкторами и учителями.

  • На что ещё следует обратить внимание, дабы повысить эффективность чтения?

Далеко не вся литература, публикуемая ежегодно, заслуживают того, чтобы на неё тратить драгоценное время. Более пристально присматривайтесь к тому, что собираетесь прочитать. Потратьте небольшое количество времени на прочтение аннотации к книге, отзывам, рекомендациям. В каждой профессии имеются признанные авторитеты, советы которых многим помогли стать успешными. Ориентируйтесь на такие источники информации, авторы которых чего-то в жизни достигли.

Существенную помощь в этом могут оказать всевозможные рейтинги, вроде «100 великих...», «Лучшие книги по бизнесу», «Лучшие 20-го века», «Лучшие по маркетингу» и так далее. Нерациональной тратой времени является желание ничего не пропустить, а читать всё, о чём только каждому автору взбрело в голову написать. Далеко не каждая писанина заслуживает того, чтобы быть прочитанной. Многие "шедевры" пишутся откровенными неудачниками и несчастными людьми, ничего в жизни не достигшими, но пытающихся чему-то научить других.

Есть люди, читающие в невообразимых количествах, одну книгу за другой, даже не запоминая ни названия, ни автора. Один мой знакомый, после прочтения двух десятков бестселлеров об успехе, поделился наблюдениями: он заметил, что в голове всё настолько перемешалось, что едва удалось назвать с десяток идей, которые почерпнул из такого количества прочитанной литературы. Раньше же, когда он читал меньше, но спокойнее и более вдумчиво, он мог эти же 10 идей для собственного развития и самосовершенствования почерпнуть из одной толковой книги, причём эти идеи отложились надолго в памяти.

  • Гораздо разумнее сосредоточенно и внимательно прочитать с десяток сильных книг, нежели бездумно забить голову сотней бесполезных писанин.

Для того, чтобы получать больше пользы - необходимо читать очень разборчиво, отбрасывая всё ненужное и бесполезное. А то, что осталось – внимательно, и с ощущением, что вы не читаете, а тет-а-тет слушаете наставления умудрённого опытом собеседника. Согласитесь, что эффективное чтение и "стандартное" - это немного разные понятия.

Один из видов чтения – углубленное – предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10 000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации, а чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Существует три основных способа фиксации и сохранения информации при углубленном чтении: конспектирование, составление аннотации или реферата.

1. Конспектирование

Конспект – краткая запись содержания прочитанного.

Принципы составления конспекта

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно содержать цитаты из прочитанного текста.

4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, т. е. его композицию, последовательность изложения, тематические разделы.

5. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень записанных конспектов.

2. Составление аннотации

Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье.

Структура аннотации:

2. Тема статьи (книги).

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена … (теме, вопросу, проблеме) …

3. Проблематика.

Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Используются следующие выражения:

В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;

– " – дается анализ (характеристика, описание); -" – приводятся результаты;

– " – излагается теория (история, методика, проблема, вопрос);

– " – исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т. д.

4. Адресат.

предназначена для специалистов в области …;

Статья представляет интерес для …(широкого круга читателей) и т. п.

Образцы аннотаций содержатся практически в любой книге на обороте титула. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.

ОБРАЗЕЦ АННОТАЦИИ

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

Книга посвящена технике быстрого чтения. В ней рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами. Книга адресована учащимся старших классов, а также может быть полезна широкому кругу читателей.

Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.

3. Составление реферата

Реферат (от лат. refere – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Существует две основные разновидности рефератов: монографический и обзорный.

Монографический реферат составляется по одному источнику (статье, книге и т. п.). В зависимости от полноты отражения содержания монографические рефераты подразделяются на рефераты-конспекты (краткое изложение всей информации, содержащейся в реферируемом источнике) и рефераты-резюме (включающие информацию, тесно связанную с главной темой источника).

Обзорный реферат (или реферат-обзор) составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.

Рассмотрение принципов составления реферата-обзора выходит за рамки данного раздела, так как эта деятельность предполагает скорее развитие навыков письма. В данной части мы рассматриваем только принципы составления монографического реферата.

Структура монографического реферата

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме) …

3. Композиция.

Указывается, из скольких и из каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:

Книга (статья) состоит из … (трех разделов и т. п.);

– " – включает в себя …;

– " – содержит … и т. п.

4. Основное содержание.

Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения:

Во введении указывается, что…;

– " – отмечается, что …;

Вторая глава посвящена (содержит) … По мнению автора, .; В третьей главе…;

В заключении указывается (отмечается), что … и т. п.

5. Наличие иллюстративного материала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:

6. Адресат.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области …;

– " – представляет интерес для…(широкого круга читателей) и т. п.

Как можно заметить, основное композиционное отличие монографического реферата от аннотации состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги.

Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.

В качестве примера приведем реферат статьи.

ОБРАЗЕЦ МОНОГРАФИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА (РЕФЕРАТ-КОНСПЕКТ)

Осипов С. Прионы – невидимые убийцы // Аргументы и факты. – 1996. № 8.

Статья посвящена защите человечества от вирусов и болезнетворных бактерий. Она состоит из введения и трех небольших разделов. Во введении автор отмечает, что в мире существует огромное количество микроорганизмов, некоторые из них являются полезными и необходимыми, а другие – болезнетворными.

В первом разделе, названном «Неприятности из микромира», автор напоминает, что с изобретением антибиотиков ученые смогли победить различные виды бактерий и научились излечивать многие болезни, например туберкулез. Однако антибиотики уничтожают в организме человека не только болезнетворные бактерии, но и полезные. Поэтому организм человека остается не защищенным перед вирусами, которые занимают место уничтоженных бактерий. Кроме того, бактерии и вирусы могут легко приспосабливаться к условиям окружающей среды. В качестве примера автор рассказывает о бактериях, живущих в кондиционерах и на овощехранилищах и вызывающих серьезные заболевания легких.

Во втором разделе – «Лекарство от СПИДа» – автор сообщает о том, что окончательное число существующих на земле вирусов еще не названо, однако известно, что более тысячи из них представляют опасность для человека. Раньше для борьбы с вирусами успешно применяли вакцинацию, однако в настоящее время таким образом полностью ликвидирована только черная оспа. Автор сообщает, что по прогнозам немецких ученых лекарство от СПИДа будет изобретено уже в 2003 году, однако задает резонный вопрос – что дальше, какие новые неизвестные вирусы могут появиться к этому времени? Третий раздел, названный «Что дальше?», посвящен обнаруженному сравнительно недавно виду болезнетворных инфекций – прионам. Прионы – это патологические белки, более примитивные, чем бактерии и вирусы. Они вызывают целый ряд так называемых «медленных» инфекций. Автор отмечает, что прионы существовали всегда и первоначально поражали только домашних животных (овец и коров). Попадая в организм человека с недостаточно обработанным мясом, они вызывают разрушение нейронов головного мозга. В результате человека разбивает паралич, мозг его от прионовой инфекции становится похожим на пористую губку. Личность разрушается очень быстро – за 6–8 месяцев. Это называется болезнью Крейцфельд-Якоба, но сходные симптомы имеют другие неизлечимые заболевания – синильный психоз, старческий маразм. Автор отмечает, что прионы поражают людей в основном старше 60 лет. Для борьбы с этими инфекциями необходимо осуществлять специальную проверку мяса, не рекомендуется есть сырое и недожаренное мясо. Указывается, что прионы погибают лишь после 1,5–2 часов интенсивного варения мяса. Автор статьи сообщает также о другом виде недавно открытых возбудителей болезней человека – вериоидах, которые попадают на Землю вместе с метеоритами и космической пылью. Вериоиды – нечто среднее между живой и неживой материей. Автор отмечает, что для человечества с ослабленным иммунитетом ждать от них чего-то хорошего вряд ли разумно. В качестве иллюстрации в статье содержится фотография, на которой изображен пожилой больной человек, сидящий на инвалидной коляске, в сопровождении врачей. Эту фотографию можно расценивать как предостережение о возможных болезнях. Статья представляет интерес для широкого круга читателей.

gastroguru © 2017