Биография. Гийом аполлинер краткая биография Проза и антологии

Гийом Аполлинер (фр. Guillaume Apollinaire; настоящее имя - польск. Wilhelm Albert Vladimir Apollinaris de Wąż-Kostrowitcki - Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий; 26 августа 1880 - 9 ноября 1918) - французский поэт польского происхождения, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века. Друг художников Пикассо, Брака и др. Выразитель эпохи кубизма, наивного искусства и аэропланов. Автор каллиграмм, слово он придумал сам. Настоящий парижанин знает, как минимум, первую строчку стихотворения Аполлинера "Мост Мирабо" (Le pont Mirabeau).

Родился 26 августа 1880 в Риме. В 1887 вместе с матерью (Анжелика Кастровицкая, российская подданная, дочь польского офицера Михаила Аполлинария Кастровицкого, бежавшего в Италию после Польского восстания 1863–1864; отцом Аполлинера был, предположительно, итальянец Франческо Флуджи д"Аспермонт, офицер) и младшим братом переехал в княжество Монако. Учился в монакском религиозном коллеже Св.Карла. В 1896–1897 в течение пяти месяцев посещал лицей в Ницце, затем поступил в лицей Станислава в Каннах.

В 1899 семья обосновалась в Париже. Аполлинер устроился служащим банковской конторы. В 1901–1902 работал в Германии в качестве воспитателя в немецкой семье. В 1902 вернулся в Париж, занялся журналистской, редакторской, писательскёй деятельностью. В 1905 произошла его встреча с Пабло Пикассо, которая, как считают, имела немалое значение для судеб искусства 20 в.

7 сентября 1911 по подозрению в соучастии в краже Джоконды из Лувра заключен в парижскую тюрьму Санте; 12 сентября отпущен за отсутствием состава преступления.
Участвовал добровольцем в Первой мировой войне, настоял на отправке на передовую, был ранен и демобилизован.

Умер в Париже 9 ноября 1918, заразившись испанкой, в возрасте 38 лет. Похоронен 13 ноября на кладбище Пер-Лашез.

Аполлинер занимает уникальное место во французской литературной истории: он стоит у истоков, у рождения современного искусства. Он написал "Зону", легендарное стихотворение не менее легендарной книги "Спирты" (или "Алкоголи"), с которого началась современная поэзия. Аполлинером же датируется рождение кубизма -- не только кубизма Пикассо, но и аналитического кубизма Брака, синтетического кубизма Хуана Гри, вообще современной живописи. Поэт и прозаик, французам он известен также как эротический писатель, в частности, написавший два эротических романа; причём сами французы ставят его в один ряд с де Садом и Баффо.

Мать Аполлинера - польская аристократка Анжелика Костровицкая герба Вонж, родившаяся в Великом княжестве Финляндском, в Гельсингфорсе. Родовое гнездо Костровицких, как и Мицкевича, находилось в Новогрудке (ныне Белоруссия). Вильгельм и его брат Альберт родились у Анжелики в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом (отцами), неизвестно. Возможно, отцом будущего поэта был Франческо Флюджи д’Аспермонт, итало-швейцарский аристократ.

Детство Аполлинер провел в Италии, учился в коллежах Монако, Канна и Ниццы, в 1899 семья поселилась в Париже.

В качестве литературного псевдонима Костровицкий выбрал французские варианты двух своих имён - Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire; это имя носил также его дед). В 1910-е активный публицист: хроникер в «Меркюр де Франс» (Mercure de France), критик в «Пари-журналь» (Paris-journal); в 1912-1913 с Андре Билли редактировал журнал «Суаре де Пари» (Soirées de Paris), писал о современной живописи: «Художники-кубисты» (Les peintres cubistes, 1913). Поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо. В 1907 познакомился с художницей Мари Лорансен; до 1912 состоял с ней в любовной связи.

Весной 1917 года по личной просьбе Дягилева и Кокто Аполиинер выступил с манифестом искусства будущего, под названием «Новый дух». Сопровождая скандально прогремевший в мае 1917 года балет Эрика Сати «Парад», созданный «Русским балетом» в сотрудничестве с Пикассо, апполинеровский «Новый дух» на добрые два десятка лет определил развитие молодой музыки Франции.

Проза и антологии

Художественная проза Аполлинера носила оттенок либертинажа: роман «Одиннадцать тысяч розог» (Onze mille verges, 1907), повести «Рим под властью Борджиа» (La Rome des Borgia, 1913), «Конец Вавилона» (La fin de Babylone, 1914), «Три Дон Жуана» (Les trois Don Juan, 1914). В том же эстетическом ключе выдержана издательская серия «Мэтры любви» (Les maitres de l’amour, 1909-1914), куда Аполлинер включил подробно откомментированные тексты маркиза де Сада, Пьетро Аретино и др.; в 1913 он составил каталог «Ад Национальной Библиотеки» (L’Enfer de la Bibliothèque nationale).

Поэзия

Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» (Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée, 1911), где старинная поэтическая форма катрена и приемы эмблематического письма сочетались с исповедальной меланхолической интонацией. В 1913 Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник «Алкоголи» (Alcools). Современники чутко отреагировали на новаторский характер сборника (отсутствие пунктуации, перепады тона, барочные образы). В 1916 вышел сборник новелл «Убиенный поэт» (Le poéte assassiné), открывающийся мистифицированной и трагичной автобиографией; в 1918 появился сборник «лирических идеограмм» «Каллиграммы»(Calligrammes), отчасти предвосхищающий «автоматическое письмо» сюрреалистов, а также - провозглашённый в 1924 году румынским художником-сюрреалистом Виктором Браунером синтетический «Манифест пиктопоэзии».

Лучшие дня

Аполлинер и сюрреализм

В конце 1910-х вокруг Аполлинера сложился круг молодых поэтов-сюрреалистов - Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто. Термин «сюрреализм» принадлежит Аполлинеру; в 1917 была поставлена его «сюрреалистическая драма» «Сосцы Тиресия» (Les mamelles de Tirésias), где проблемы современности преподнесены в духе аристофановых фарсов.

Кончина Аполлинера

Находясь на фронте, 17 марта 1916 года Аполлинер был ранен в голову осколком снаряда; в мае перенес трепанацию черепа. Осенью 1918 Аполлинер, ослабленный операцией, умер от эпидемии испанского гриппа. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

(1880-1918) — французский поэт, художник, критик. Один из основоположников литературного авангарда.

Родился 26 августа 1880 в семье польской аристократки и итальянского офицера, был крещен как Вильгельм Аполлинарий Костровицкий.

Детство Аполлинер провёл в Италии, учился в коллежах Монако, Канна и Ниццы, в 1899 переехал с матерью в Париж.

С 1902 начали выходить в свет его произведения под псевдонимом Аполлинер.

Некоторое время работал учителем, затем всецело посвятил себя литературе. В 1910-е активный публицист: хроникёр в «Меркюр де Франс», критик в «Пари-журналь»; в 1912-1913 с Андре Билли редактировал журнал «Суаре де Пари», писал о современной живописи: «Художники-кубисты». Поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо. В 1907 познакомился с художницей Мари Лорансен; до 1912 состоял с ней в любовной связи.

Накануне 1-й мировой войны Аполлинер предвидел, что грядет «время революций». В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу - одна из причин этого решения. Первые военные стихи, адресованные «прекрасной даме», в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник «Послания к Лу», 1915, изд. 1955). Но Аполлинер создал и лирическую хронику трагического восприятия войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916», 1918).

Биография

Дата рождения 26.08 - 1880; Дата смерти 09.11 - 1918

Французский поэт, классик французской литературы ХХ столетия Гийом Аполлинер (26.8.1880, Рим, - 9.11.1918, Париж) родился в семье польской аристократки и итальянского офицера, был крещен как Вильгельм Аполлинарий Костровицкий. Получил образование в Монте-Карло, впоследствии перебрался в Париж.

Некоторое время работал учителем, затем всецело посвятил себя литературе. В 1913 году был опубликован поэтический сборник «Алкоголь», который считается высшим достижением Аполлинера-поэта. В книге стихов «Алкоголь. 1898-1913» (1913) - интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную «глоткой Парижа» («Вандемьер»), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов «В тюрьме Сантэ»; в тюрьму Аполлинер попал по ложному обвинению в 1911).

В творчестве Аполлинера столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции. И если ныне Аполлинер воспринимается как один из тончайших лириков 20 в. (цикл «Vitam impendere amori» - «Жизнь посвятить любви», 1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть «Разлагающийся чародей», 1908), кубизм («Эстетические размышления. Художники-кубисты», 1913), футуризм («футуристическая антитрадиция, манифест-синтез», 1913) или сюрреализм (драма «Сосцы Тиресия», пост. 1917, изд. 1918), не смогло сковать творчество Аполлинера. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу - доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл «Ересиарх и К°", 1910), гротескного осмеяния буржуазного одичания (книга иронической прозы «Поэт убиенный», 1916), к «новому» реализму («Новый смысл и поэты», речь Аполлинера 26 ноября 1917).

Накануне 1-й мировой войны Аполлинер предвидел, что грядет «время революций». В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу - одна из причин этого решения. Был тяжело ранен. Первые военные стихи, адресованные «прекрасной даме», в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник «Послания к Лу», 1915, изд. 1955). Но Аполлинер создал и лирическую хронику трагического восприятия войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916», 1918).

Итоговое раздумье Аполлинера в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918, опубл. 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистические эксперименты Аполлинера канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество «зари над сумерками» восприняли П. Элюар, В. Незвал и Л. Арагон.

Поэт скончался в Париже от гриппа незадолго до подписания перемирия в войне, 9 ноября 1918 г. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

Классик французской литературы XX столетия Гийом Аполлинер родился в Риме 26 августа 1880 года, в семье польской аристократки и итальянского офицера. Крещен он был как Вильгельм Аполлинарий Костровицкий. Образование получил в Монте-Карло, после чего переехал в Париж. Проработав учителем некоторое время, он полностью посвятил себя литературе. Высшее достижение Аполлинера, поэтический сборник «Алкоголь», был опубликован в 1913 году. Формалистическое экспериментирование и новаторское развитие классической традиции столкнулись в творчестве Аполлинера. Ныне он воспринимается одним из тончайших лириков XX века (цикл «Vitamimpendere amori» - «Жизнь посвятить любви», 1917). Все по причине того, что влиянию модернистских школ, таких как символизм («Разлагающий чародей, 1908»), кубизм («Эстетические размышления. Художники-кубисты», 1913), футуризм («футуристическая антитрадиция, манифест-синтез», 1913), или сюрреализм («Сосцы Тиресия», 1918), не удалось сковать творчество поэта.

Приближалась 1-я мировая война, в которой Аполлинер видел бессмысленное уничтожение человека человеком. Однако в стремлении освободить Польшу в 1914 году он вступил добровольцем во французскую армию, и был тяжело ранен. Свои первые военные стихи он адресовал «прекрасной даме», и окрасил их воинственным презрением к врагу («Послания к Лу», 1915). Еще поэт написал лирическую хронику трагического восприятия войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916», 1918).

Мистерия - буфф «Цвет времени», опубликованная в 1920 году, звучит как итоговое раздумье над собственническим миром, и грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Скончался поэт 9 ноября 1918 года от гриппа, и был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

Гийо́м Аполлине́р (фр. Guillaume Apollinaire; настоящее имя - польск. Wilhelm Albert Vladimir Apollinaris de Wąż-Kostrowitcki - Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий; 26 августа 1880, Рим - 9 ноября 1918, Париж) - французский поэт, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века.

Мать Гийома – дочка польского шляхтича. Она сбежала в Рим с итальянским офицером. От него она и родила двоих детей. Гийома крестили в одной из церквей в Риме и записали без имени отца. При крещении ему дали имя – Аполлинарий. Когда он взялся за литературу, он изменил имя и так родился его псевдоним – Аполлинер. Он пошел в монастырскую школу в Монако в детстве. Брат отца дон Ромарино взял Гийома под негласную опеку и помог ему устроиться в эту школу.

Гийом окончил лицей и перепробовал множество работ: был учителем на дому, работал в банке, служил редактором делового бюллетеня. Однако он постоянно мечтал о славе литературной. В 1904 году Гийом познакомился с Пабло Пикассо. Они стали близкими друзьями. Гийом много писал о живописи, он понемногу приучал парижан к кубизму. Однако жизнь в столице Франции была дорогим удовольствием. Редакция бюллетеня приносила скромные прибыли, поэтому Гийом решил, что было бы неплохо писать прозу. Он издал два эротических романа с элементами порнографии под псевдонимом у одного подпольного издателя. Современному читателю эти тексты неизвестны. Они охраняются в закрытых хранилищах библиотек Парижа.

В 1901 году Гийом учительствовал в Германии. Там он познакомился с красивой англичанкой Ани Плейден, гувернанткой графини Мильгау. В стихах Аполлинера появляются мотивы любви, страдания. Любовь Ани и Гийома напоминает сюжет сентиментального любовного романа. Когда поэт предложил Ани свою руку и сердце, она его отвергла и уехала служить гувернанткой в Штаты. Она вышла замуж, затем овдовела, а через сорок лет после разлуки с Гийомом, ее отыскал его биограф. Оказалось, что Ани даже не знала, что ее имя было запечатлено в биографии поэта, который стал классиком французской литературы. Ей Гийом посвятил свои известные во всем мире стихи «Ани», «Эмигрант с Лэндор-роуд», «Кельнская дева с цветком фасоли в руке».

В 1907 году Гийома познакомили с художницей Мари Лорансен. Ее роман с поэтом длился пять лет, но закончился весьма трагично. Мари разорвала с Гийомом, так как нашла более солидного и внушающего доверие мужа. Историю любви к Мари Аполлинер описал в романе «Убийство поэта». Разрыв этот Гийом переживал тяжело. Он пробовал забыться и начал курить опиум, но ничего не вышло. К счастью, он вернулся к работе. Его поэму «Зона» критики восприняли очень хорошо.

В 1913 году свет увидел том избранных произведений «Алкоголи». В первые дни после публикации сборника, критики сыпали злобными отзывами в сторону автора. Одновременно с «Алкоголями» он опубликовал книгу «Кубисты. Эстетические размышления». Одного из своих самых яростных критиков поэт даже вызывал на дуэль. Несмотря на все это, Гийома цитировали разные издания, его имя знали в Германии и Италии. Поэт принял решение участвовать в боевых действиях во время первой мировой войны. Его зачислили в третий артиллерийский полк в городе Ним. Он нашел себя в воинской службе и словно преобразился. Наградили поэта Боевым крестом. А 17 марта 1916 года он был ранен в голову осколком снаряда. Рана была сильной и у Гийома не работала левая рука, и был паралич левой стороны тела. Врачи рискнули и решили оперировать. Трепанация черепа прошла успешно. Однако Аполлинер стал весьма раздражительным, причем эта раздражительность была болезненной.

Весной 1917 года поэт знакомится с Жаклин Кольб, на которой и женится. Он был окружен теплом и заботой. Друзья говорили, что он сильно изменился, ведь сказывались последствия раны, операции, повлияла и война. Все это отразилось на нервной системе писателя. В 1918 году Аполлинер заболел гриппом, который свирепствовал во Франции. Болезнь он не пережил и скончался. Поэт похоронен на кладбище Пер-Лашез. В последний путь его провожала толпа народу: друзья, знакомые, поклонники, товарищи по оружию.

gastroguru © 2017