Зачем руководству Татарстана нужна «принудиловка» по татарскому: мнения. Почему министр образования Васильева не услышала президента России Путина? Русский доведут до федеральных норм, а «ЕГЭ по татарскому» могут отменить

12:32 — REGNUM

В Якутии заинтересовались информацией о согласии министра образования РФ Ольги Васильевой поддержать изучение татарского языка как государственного в объёме 2 часа в неделю. В республике уже задумываются о том, что если будет позволяющий это делать федеральный закон, то и практиковать аналогичным образом изучение якутского тоже не мешало бы. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал 9 ноября депутат Госсобрания региона, директор национальной школы — республиканского лицея — Иван Шамаев .

Он заверил, что сегодня в республике отсутствует ситуация, когда учеников принуждают учить якутский язык, даже если среди них есть саха по национальности, и практиковать это и не планируют. Но иметь официальное разрешение федцентра на преподавание своего языка как государственного 2 часа в неделю было бы неплохо, подчеркнул депутат.

«Это было бы кстати, если бы отстояли эти 2 часа обучения языку в республиках. Но если, допустим какой-нибудь, к примеру, Иванов не хочет учить якутский язык, то никто из этого трагедию не будет делать. Но тогда чего стоят высказывания Владимира Путина , который сказал, что нельзя без разрешения родителей учить другим языкам: в Татарии можно будет 2 часа в неделю фактически заниматься этим без разрешения», — пытается понять логику федцентра Иван Шамаев.

Вместе с тем, принуждение преподающих национальные языки школ брать с каждого родителя разрешение на их преподавание кажется ему странным: «Сейчас заставляют родителей детей писать заявления, но я не нашёл в законе требований таких. Добровольно преподавать — да, но необходимость писать заявления не прописана. У нас столько предметов, и что, по каждому нужно брать заявление что ли? По той же обязательной астрономии, к примеру? Лично я совершенно против этого. Зачем обязательно учить астрономию, загружать и без того перегруженнную программу? Это вообще бессмысленно. Ну так давайте тогда требовать, чтобы родители разрешали астрономию учить».

Директор республиканского лицея аргументирует ненужность таких заявлений добровольностью изучения якутского языка в республике, и на этом фоне отмечает странность предписаний прокуратуры, обнаружившей нарушения в этой сфере в законодательных актах администрации Якутска и в работе национальных школ, которые отказались принимать в число учеников несахаязычных детей.

«Этот тема, которая меня очень сильно волнует. Для нашей школы тоже написали так называемое предписание прокурора. Там пишется, что есть по Якутску распоряжение окружной администрации о закреплении муниципальных образовательных учреждений по территории. Но никакого ущемления прав там нет», — уверен директор республиканского лицея, пояснив, что у русскоговорящих детей, в каком бы районе города они ни жили, всегда есть для выбора русскоязычная школа, куда они могут беспрепятственно пойти учиться.

Вместе с тем, Иван Шамаев обратил внимание на односторонность подхода прокуратуры, которая не считает, что преподавание в некоторых школах Якутска исключительно на русском языке нарушает права детей саха, «но никаких предписаний им нет» .

Директор национальной школы республики также рассказал, что под давлением прокуратуры управление образования Якутска было вынуждено изменить своё распоряжение согласно предписанию: «Они не стали спорить. «Против лома нет приёма» подумали, наверное. И что теперь? Получается, что в Якутске национальной школе нет места, что ли? — недоумевает Иван Шамаев. — Якобы юридические наскоки оказываются чисто политическими, и всё это создало такую нервозную обстановку в школе, что у нас до сих пор волнения по этому поводу продолжаются» .

Как сообщало ИА REGNUM , прокуратура Якутии сделала вывод, что в республике якутский язык преподают без письменного согласия родителей и в нарушение права свободного выбора. Эта информация была донесена для ознакомления до главы республики Егора Борисова официальным письмом прокурора региона Николая Пилипчука 3 ноября.

В документе говорится, что указание определить языком обучения школы только один — якутский — является нарушением права не владеющих им граждан на получение образования соответствующего уровня по месту проживания, а в нарушение статьи 44 Закона № 273−03 якутский язык изучается в общеобразовательных организациях в отсутствие документально подтвержденного волеизъявления обучающихся и их родителей.

Письмо стало предметом яростных споров на форумах и в соцсетях. люди разделились на тех, кто недоумевает, кому может мешать якутский язык в национальных школах, если рядом есть русские, и тех, кто возмущён: почему в некоторые школы не принимают детей никаких национальностей, кроме саха.

Напомним, что власти Татарии настаивают на том, чтобы в программах школ республики два часа преподавания татарского языка были обязательными, и, по информации региональных СМИ, министр образования РФ Ольга Васильева согласна пойти региону навстречу. Теперь в регионе ждут от неё письмо, которое, как предполагается, будет получено на следующей неделе и поставит точку в спорах о языковом вопросе в республике.

Ольгу Васильеву просят сделать для Татарстана исключение

Госсовет Татарстана сегодня вернулся к рассмотрению проблем русского и татарского языков в школах. Заседание началось со слов «продолжается», забегая вперед, скажем, что заседание вновь не закрыли, а объявили перерыв на неопределенный срок. Когда депутаты вернутся на места - зависит теперь от Ольги Васильевой. Накануне Энгель Фаттахов был на аудиенции у федерального министра - просил сделать исключение для Татарстана и включить во ФГОСы понятие «государственный язык», которое позволило бы сделать его изучение обязательным. Подробности - в материале «Реального времени».

Прерванный отпуск Илдуса Нафикова и успешный визит Энгеля Фаттахова к начальнице

Большой зал татарстанского парламента редко бывает заполненным на 100 процентов, но сегодня как раз такой случай. Основной вопрос сессии, которую не закрыли 26 октября, - преподавание русского и татарского языков в школах. Напомним, что главных действующих лиц языкового конфликта - прокурора Татарстана Илдуса Нафикова и министра образования Энгеля Фаттахова - депутаты и Рустам Минниханов подвергли жесткой критике . Первого за то, что его подчиненные «кошмарили» проверками директоров школ, второго - за то, что не вступился за последних. Обоих пытались призывать к ответу, но спикер Госсовета Фарид Мухаметшин пощадил и дал время подготовиться.

8 ноября - день «икс», когда министр и прокурор должны были объясниться перед народными избранниками. Предполагалось, что к этому дню решение - сколько часов изучать татарский и русский язык в школах - должно быть найдено. К этому все шло - в ночь с 3 на 4 ноября Энгель Фаттахов утвердил новую учебную программу - компромиссную, и даже разослал ее по школам. Но победоносный отчет перед парламентариями сорвал Илдус Нафиков - прокуратура в праздники не отдыхала и 5 ноября учебный план признала незаконным.

Состоится ли долгожданный отчет или нет - депутаты даже делали ставки до начала заседания, ведь Илдус Нафиков накануне неожиданно ушел в отпуск, а Энгель Фаттахов уехал в Москву, на встречу с Ольгой Васильевой. Но и тот, и другой в итоге появились в Госсовете. Правда, выступил только Энгель Фаттахов, Нафиков, видимо, решил воспользоваться иммунитетом отпускника и просто наблюдал за происходящим с трибуны.

Фактически сегодняшний доклад Фаттахова стал первым публичным выступлением по этой проблеме с конца августа, когда Владимир Путин поручил прокуратуре и Рособрнадзору проверить регионы. Фактически более двух месяцев, пока школы трясли проверки, министр образования хранил молчание.

Фактически сегодняшний доклад Фаттахова стал первым публичным выступлением по этой проблеме с конца августа. Фото gossov.tatarstan.ru

Русский доведут до федеральных норм, а «ЕГЭ по татарскому» могут отменить

«С детского сада все наши дети изучают русский язык и приходят подготовленными к школе. Наши учащиеся прекрасно усваивают государственный язык Российской Федерации, результаты ЕГЭ наших выпускников выше, чем в большинстве регионов России, разница с Москвой составляет всего 0,7 балла, - начал Фаттахов с того, что с русским языком в республике все хорошо, и резюмировал: - В Татарстане нет особых, свойственных только для нашего региона, вопросов с изучением русского языка».

Правда, следом привел противоречащую информацию: «В рамках исполнения поручений президента страны объемы изучения русского языка были доведены до рекомендуемых примерных программ». И уточнил, что «объемы русского языка в параллели 5-7-х классов были на 2 часа меньше рекомендованных». А в целях выполнения республиканского законодательства о паритетном изучении государственных языков РТ в школах пользовались не федеральными учебными планами, а планами, разработанными «нашими министерствами».

Раскритиковал Фаттахов преподавание татарского языка в школах: «Методика далека от совершенства. В 90-е годы началось всеобщее изучение татарского языка. Это требовало привлечения кадров, в том числе и за счет переподготовки непрофильных специалистов». Есть две проблемы, считает Фаттахов: «Мы не полностью осознаем, что заходим в класс к детям, для которых татарский почти иностранный, хоть и государственный», и «программа основана на изучении структуры языка и теряется основополагающая цель - коммуникация».

Исходя из этого, учителей татарского языка будут готовить по-новому. Но главное для родителей и учеников - «будут изменения в едином республиканском тестировании в 9-м классе» - так называемом «ЕГЭ по татарскому». Какие именно изменения будут или, возможно, его вообще отменят, Фаттахов не уточнил.

Фаттахов уезжал в Москву встречаться с министром образования России и должен был привезти оттуда новость - останется ли второй государственный в Татарстане обязательным для изучения. Фото минобрнауки.рф

Как Энгель Фаттахов уговаривал Васильеву оставить 2 часа обязательного татарского

Главное, за чем пришли сегодня в Госсовет - узнать судьбу татарского. Накануне Фаттахов уезжал в Москву встречаться с министром образования России и должен был привезти оттуда новость - останется второй государственный в Татарстане обязательным для изучения или будут действовать учебные планы, принятые наспех перед осенними каникулами в школах и не предусматривающие обязательного изучения татарского языка? Четкого ответа на этот вопрос не прозвучало.

На сегодняшний день продолжаются консультации. Для переходного этапа мы предложили следующее: разработать вариант учебных планов для начального и основного общего образования, в которых в обязательной части в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» будет возможность выбирать и изучать родной язык - русский, татарский чувашский, удмуртский и другие в объеме 2-3 часов, в тоже время будет включаться государственный татарский язык в объеме 2 часов для всех обучающихся. В старших классах предлагается изучение на добровольной основе. Мы считаем, что данный подход мог бы стать компромиссным решением, которое позволит довести объемы русского языка до объемов, рекомендуемых Министерством образования России, изучать родной язык и сохранить татарский как государственный обязательным, но с меньшими объемами, - рассказал суть учебного плана, разработанного Министерством образования Татарстана, Энгель Фаттахов.

Речь идет как раз о том учебном плане, который министерство пыталось спустить в школы в праздники и который впоследствии забраковала прокуратура. Но Энгель Фаттахов все-таки надеется воплотить его в жизнь, и именно его он презентовал Ольге Васильевой на встрече в Москве.

В последние дни руководство нашей республики находилось в диалоге с администрацией страны по поводу принятия этого варианта. В ходе очередной встречи с министром образования Ольгой Васильевой вчера, 7 ноября, она подтвердила готовность согласовать данные компромиссные решения. Соответствующее письмо со стороны министерства мы ожидаем на следующей неделе, - сказал Фаттахов.

Рустам Минниханогв не скрывал, что очень надеется на положительное решение федерального министра. Фото gossov.tatarstan.ru

Сделать исключение для Татарстана: сначала татарский, а потом изменения во ФГОСах

Рустам Минниханов был более сдержан в прогнозах - каким будет решение Ольги Васильевой по поводу того, чтобы сделать для Татарстана исключение и ввести во ФГОСы такое понятие как государственный язык субъекта (и тем самым сделать его обязательным для изучения), хотя не скрывал, что очень надеется на положительное решение федерального министра.

Мы ждем новый ФГОС, где государственный язык республики будет преподаваться 2 часа в неделю, и я уверен, что эту работу мы доведем до конца. Я с администрацией вел переговоры по этому вопросу. Понимание есть, я надеюсь, что в ближайшее время мы эту тему должны разрулить, - сказал Рустам Минниханов.

Конфликт, который сейчас разыгрался в Татарстане, по словам Минниханова, породило то, что во ФГОСах не закреплено понятие «государственный язык». «Официальная позиция заключалась в том, что изучение государственного языка может быть организовано в рамках предмета «Родной язык и родная литература». Учитывая, что государственный язык республики - это и есть родной язык, получивший особый правовой статус на определенной территории, то данный подход согласован с федеральными министерствами и никогда не вызывал вопросов», - пояснил Энгель Фаттахов позицию Минобразования по этому вопросу.

Я бы сегодня не хотел еще раз обсуждать важность и серьезность этой задачи, пусть наши коллеги всю эту процедуру с Министерством образования России завершают, и после этого мы доложим парламенту в окончательной форме по этой работе. А далее считаю возможным организовать работу по внесению изменений во ФГОСы, с обязательным участием в этой работе представителей регионов, - сказал Рустам Минниханов.

220 учителей татарского сократят, а 219 учителей русского возьмут

А пока республиканское и федеральное министерства договариваются, школы работают по выбранному из пяти предусмотренных ФГОСами вариантов учебного плана.

Начиная со второй четверти, родителям предоставлена возможность выбора родного русского языка. Школьники, чьи родители выбрали родной русский язык, будут изучать два самостоятельных предмета - русский как государственный и русский как родной. При этом на сегодняшний день по русскому как родному нет рабочих программ и учебников. Подборку учебных материалов мы ведем сами - это будет комбинация курсов риторики, мировой художественной литературы, культуры и углубленное изучение русского языка и литературы, - сказал Энгель Фаттахов.

По словам Фаттахова, русский язык в качестве родного выбрали 30% родителей. Выбирали, напомним, на школьных собраниях перед осенними каникулами.

Пока республиканское и федеральное министерства договариваются, школы работают по выбранному из пяти предусмотренных ФГОСами вариантов учебного плана. Фото минобрнауки.рф

Уменьшение часов татарского может спровоцировать безработицу среди педагогов татарского языка. По словам Фаттахова, сократят 220 человек. Еще у части педагогов уменьшится нагрузка, но в течение двух месяцев они будут получать зарплату, установленную в начале года.

Мы заверяем, что нами принято решение, что ни один преподаватель татарского языка не будет уволен в период учебного года. У нас есть «дорожная карта» по каждой школе - или переподготовка будет или другие вопросы, но люди должны быть спокойны - никаких противозаконных шагов не будет, - заверил Минниханов.

Доведение до федеральных объемов часов русского языка потребует новых педагогических кадров. По оценкам Энгеля Фаттахова, есть дополнительная потребность в 219 учителях. «Мы предпримем все необходимые меры для достаточного количества преподавателей русского языка, для этого у нас резервы есть», - прокомментировал Минниханов.

33-ю сессию Госсовета сегодня снова не закрыли, так как вопрос о языках остался висеть в воздухе. Точку может поставить решение министра образования России Ольги Васильевой на следующей неделе.

Дарья Турцева

Официозные СМИ Татарстана вовсю транслируют и пересказывают высказывание министра образования и науки РФ Ольги Васильевой о преподавании национальных языков в субъектах РФ, прозвучавшее 30 августа на общероссийском родительском собрании. Судя по тому, как активно ухватились медиарупоры Казанского кремля за выступление министра, в Казани явно хотят представить Васильеву своим федеральным союзником. И, следовательно, - саботажницей поручений президента России Владимира Путина к Генеральной прокуратуре РФ и Рособрнадзору.

«Согласно Конституции РФ, республики вправе устанавливать свои государственные языки и изучение государственных языков в субъектах РФ само по себе не нарушает право родителя на выбор образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения и согласуются с государственной политикой, - заявила Васильева на родительском форуме. - Когда подобная история возникла, в частности в Татарстане, Конституционный суд Российской Федерации исследовал вопрос об обязательном изучении татарского языка в школах республики и пришел к выводу, что само по себе его изучение не нарушает закрепленное в 26 статье Конституции РФ право каждого на свободный выбор языка воспитания и обучения».

Этот спич Васильевой был передан татарстанскими изданиями «Бизнес Online», «Реальное время» и «InKazan» «в оригинале» - без комментариев медийных спикеров. Такая подача может свидетельствовать о следующем. Мнение Васильевой используется как «конструктивный» противовес распоряжениям Путина и его высказываниям насчет принудительной татаризации всего и вся в Татарстане, начиная от детского сада кончая вузом. Если еще проще - васильевское «не совсем правильно, если ты родился и живешь на территории Башкирии или Татарстана и не знаешь языка на бытовом уровне» «поставлено» Казанским кремлем в пару к недавним попыткам Казани показать, что «нацязыковое» распоряжение Путина Генпрокуратуре и Рособрнадзору - «это не про Татарстан», поскольку «у нас в Татарстане все по закону».

Данными высказываниями попытался дезавуировать действия президента татарстанский коллега Васильевой Энгель Фаттахов - боец «старой гвардии» Минтимера Шаймиева и один из главных этнократических спикеров по образованию и национальному вопросу. Стоит упомянуть, в каком контексте Фаттахов высказывался 16 августа насчет того, что «языковые» меры Москвы к нацрегионам, если таковые будут, Татарстана не коснутся. Это случилось на общереспубликанском педсовете - татарстанском аналоге общероссийского родительского собрания. Фаттахов на педсовете сказал: Татарстан по результативности сдачи ЕГЭ обошел Петербург и уступил только Москве, по количеству призеров олимпиад - на третьем месте после обеих столиц. Более того, Фаттахов тогда сказал, что Татарстан в следующем учебном году примет участие «как отдельное государство» в международном сравнительном исследовании качества образования PISA.

Из речи республиканского министра следуют две вещи. Первая: Казань если не всерьез продемонстрировала, то дала понять, что как и в прошлые годы Москва будет считаться с аппетитами местной этнократии. Вторая: Фаттахов неспроста упирал на формально-количественные показатели эффективности системы образования, вроде «индекса успешности» по сдаче ЕГЭ. Таким манером Казань в прошлые годы без труда выходила из штопора, когда из Москвы слышались неприятные вопросы насчет положения местных русских и ситуации с русским языком. В конце 2015 года в парламенте Татарстана, обсуждая систему образования в республике, осмелели до того, что приняли к рассмотрению предложение об отставке главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова , предшественника Ольги Васильевой. Инициатор отставки Ливанова, депутат-справоросс Рушания Бильгильдеева сказала, что предлагаемая ведомством Ливанова концепция образования в России вообще не учитывает специфику развития языков в национальных республиках. «Увеличение объемов преподавания русского языка может произойти за счет уменьшения объемов и часов преподавания татарского языка», - говорила Бильгильдеева, срываясь на крик. Ранее она извинилась, что ее выступление было на татарском языке лишь частично, поскольку в ее школьные годы на татарский язык отводилось один-два урока в неделю, а не шесть часов, как сейчас.

Негативно окрашенный спич депутата-эсэра был «изюминкой» к парадному выступлению в парламенте Энгеля Фаттахова, заявившего, что с 2014 года Татарстан находится в пятерке лидеров по среднему баллу ЕГЭ, в республике ремонтируются и строятся школы, колледжи и детские сады, идет «прогрессивная селекция» учителей-предметников. Одним словом, в республике идет рост показателей эффективности образовательных услуг населению - того, на что обращали внимание в региональном образовании министры Дмитрий Ливанов и Андрей Фурсенко . На коне «сумм-показателей», «коэффицентов эффективности» и прочих шедевров канцелярита (пустых по фактическому содержанию) в ведомстве Фаттахова были намерены объезжать болезненный вопрос с русским языком и в дальнейшем. В частности, когда «эффективного менеджера» Ливанова сменила Ольга Васильева, имевшая на момент назначения имидж технократа-патриота.

То, как воспринимают Васильеву сейчас в Татарстане - чистейший анекдот. В конце прошлого года, когда глава Минобрнауки РФ обратила внимание на салафитский анклав в татарском селе Белозерье в Мордовии, татарские националисты были готовы растерзать министра на части. А после хвалебных фраз министра и ее коллеги из МГИМО Юрия Вяземского о таком богатом татарском языке, ненависть сменилась на восточные восхваления. «Хорошая», «любящая татар» министр образования России - как оппозиция «плохому» президенту России.

На самом ли деле Ольга Васильева, не принимающая хиджабов в татарских школах Мордовии, не имеет ничего против шаймиевского курса на принудительную татаризацию системы образования, от которой страдают и татары? «Ольга Юрьевна Васильева достаточно умная женщина, чтобы не идти напролом, а вести себя, что называется, гибко. С волками жить - по-волчьи выть, - сказал EADaily председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов . - Если бы она выразилась так, как, скажем, выразился 20 июля Путин в Йошкар-Оле, то ее бы точно „съели“. Она представляет ситуацию в Татарстане и не строит иллюзий. В Минобрнауки России поступило из Татарстана очень много обращений. Она дала четкий намек родителям республики, чтобы те писали в Министерство насчет принудительного изучения татарского языка, и что жалобы родителей она будет смотреть лично».

Щеглов сказал: накануне хвалебного спича Васильевой о татарском языке, ей вручили папку из Татарстана, где были собраны более 40 обращений родителей. «Она намекнула родителям: дескать, ребята, пишите, вы не безрукие… Думаю, эти обращения - хороший боеприпас для рассмотрения общефедеральной ситуации с нацязыками Генпрокуратурой, Рособрнадзором и Владимиром Путиным. Не зря поручение Путина насчет языковой политики в региональном образовании было опубликовано накануне общероссийского родительского собрания. Президент четко указал, что Генпрокуратура обязана проверять добровольность изучения региональных языков. С Генпрокуратурой никто шутить не рискнет».

Эксперт опасается, как бы испугавшиеся грозного «ока государева» татарстанские чиновники, используя административный ресурс, не принялись подменять принудительность добровольностью. «Руководство и министерство образования Татарстана могут, в частности, запустить некое коллективное заявление от русских родителей. Дескать, коллективный Иванов Иван Иванович не возражает, чтобы его дети изучали татарский с детского сада до выпускных классов школы, в тех объемах, какие прописаны министерством образования и науки Татарстана, - говорит Щеглов. - Родители русских детей вполне могут смалодушничать и спасовать перед всемогущим админресурсом. Кроме того, в школах республики не исключены подлоги и фальсификации решений родительских комитетов. Именно родительские комитеты одобряют или отклоняют учебные программы. Родительские комитеты зависимы от дирекций школ, дирекции школ - от территориальных управлений образования и далее выше.

Классный руководитель или завуч из Нижнекамска или Набережных Челнов может заставить родителей подписаться под обращением от неизвестного Ивана Иванова, где тот, якобы, умоляет о том, чтобы его дети изучали татарский язык больше, чем русский. А тем родителям, кто осмелится возразить, намекнут, что «они живут в Республике Татарстан». Родитель смалодушничает и подпишет. Такой вариант я вполне допускаю. Тем более что назначенная президентом России генеральная проверка ударит прямо по министру образования Татарстана Энгелю Фаттахову. Раньше Фаттахов руководил Актанышским районом, а министром образования он стал чисто случайно. Рассказывают, что когда районный глава Фаттахов пил у себя в кабинете чай и ему позвонили из администрации президента Татарстана, сказав, что он назначен министром образования, то он едва не облил себя чаем. Но потом освоился. У него все в руках: законодательство, подчиненные, карт-бланш от начальства и «благословение» как от действущего президента Рустама Минниханова , так и от старой гвардии Минтимера Шаймиева. Чтобы понять, что Энгель Навапович реально думает по поводу родителей, не желающих насильного обучения татарскому, то достаточно посмотреть хоть раз на его выразительное лицо. Но это не значит, что надо опускать руки. Если родители в Татарстане не будут действовать, никакой батюшка царь из Москвы не поможет".

Федеральному центру сегодня важно подавать четкие сигналы - показывать, что Москва не намерена мириться с языковой дискриминацией в региональной системе образования, сказал EADaily президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов . «Дискриминация состоит в том, что русский язык в нацрегионах не может выбираться в той компоненте нагрузки, которая обозначена как родной язык. То, что родители и дети русской национальности не могут выбирать для изучения свой родной язык - это этническая дискриминация. Это должно быть устранено. Добровольность изучения неродного языка - другой вопрос. Обязательное изучение неродного языка нежелательно. Если часы обязательного языка будут дополняться факультативами для тех, кому этот язык неродной - это приемлемый компромисс. Но даже на этот компромисс в Татарстане не идут. В Башкирии ситуация несколько лучше, судя по заявлениям оттуда. Следовательно, позиция федерального Центра должна быть более определенной и настойчивой. Если она, как и ранее, будет состоять из противоречащих друг другу невнятных сигналов, то лингвистический конфликт не получит никакого разрешения, и ситуация в лучшую сторону не изменится».

Эксперт выделил, что в настоящее время между федеральным Центром и администрациями субъектов РФ нет вертикальной коммуникации, из-за чего правильные по содержанию директивы Москвы на местах исполняются не так как нужно, а то и вовсе саботируются. «Это особенно актуально для нацреспублик, и касается не только языков, но и, скажем, содержания образования исторического. Нужно бороться с искажением содержательных подходов в этой сфере: с тем, чтобы подаваемый в школах и вузах нацреспублик исторический материал приводит зачастую к образованию параллельных и зачастую враждующих друг с другом моделей исторической памяти». Сказанное экспертом особенно актуально для Татарстана и Башкирии. Националисты из обеих республик, принадлежащие к одной языковой группе, друг друга ненавидят. Степень этой ненависти минимизируется, когда «нацпаты» из Казани и Уфы сплачиваются против «России - империи зла».

Говоря о неоднозначном впечатлении от выступления Васильевой по проблеме нацязыков, Михаил Ремизов вспомнил, чем закончилась борьба Ольги Васильевой за светские стандарты в татарских школах. «Парламент Чечни с одобрения Рамзана Кадырова тогда принял закон о легализации в школах республики хиджабов и другой религиозной атрибутики. Некоторые нацреспублики располагают куда большими лоббистским возможностями, чем руководство отдельно взятого министерства. Поэтому случаи, вроде того что произошел с хиджабами в Чечне, неудивительны. На практике вопрос с хиджабами отдали на региональный уровень». Михаил Ремизов обозначил: языковые программы, предлагаемые Татарстаном, Башкирией, Республикой Коми и другими регионами, где по примеру Татарстана вводят или хотят ввести «национально ориентированное» образование, - по содержанию «сырые» и практически непригодные.

Эксперт упомянул, что в Татарстане и в Башкирии нет удобных для русских школьников словарей и методических пособий, поэтому родители школьников вынуждены обращаться за помощью к знакомым представителям «коренных» национальностей. «Уровень владения родным языком у последних тоже заставляет желать лучшего. Многим татарам, башкирам, коми сейчас куда удобнее общаться в этнически близкой себе среде на русском. Из-за того, что языковая „обязаловка“ идет директивно и впохыхах, уроки национальных языков в школах нацрегионов - это зря проведенное школьниками время. Сама „коренизация“ образования превратилось в профанацию полноценного учебного процесса и психотравмирующую практику как для русских, так и для „коренных“ народов. Этот фактор необходимо также необходимо учитывать федеральному центру. Здесь к вопросу о дискриминации присоединяется вопрос мотивации. Как гласит старая пословица, можно подвести осла к воде, но заставить его пить невозможно. Заставлять сидеть учеников на уроках национальных языков нельзя, когда нет никакого общественного запроса на эти языки. Проблему изучения нацязыков нельзя решить не то что за краткое время, а за долгие годы. Если задача этого курса - сохранить эти языки, то надо не вдалбливать эти языки всем подряд, а искать другие инструменты для сохранения и приумножения ареала использования. Действующие модели сохранения нацязыков по факту не работают».

«Грузинские дети из Ленингорского района Южной Осетии до недавнего времени учились родному для себя грузинскому языку по пособиям, издаваемым в Грузии, - рассказал EADaily историк и политолог из Южной Осетии Коста Дзугаев . - Учили их наши граждане, потом выпускники-грузины покидали РЮО. Получается, что мы финансировали культурно-образовательное развитие враждебного нам государства. Замечена другая тенденция: в русскозычные школы Ленингорского района приходят учиться в 4−5 раз больше грузинских детей, чем в грузинские. Родителей и школьников можно понять: владение русским языком даёт огромные жизненные возможности».

Корреспондент информагентства EADaily также обратился за комментарием по поводу языкового заявления Ольги Васильевой в Минобрнауки РФ. В пресс-службе ведомства пока не ответили на запрос.

Муса Ибрагимбеков , специально для EADaily

Подпишитесь на нас

В свою очередь, власти Татарстана заявили о намерении ввести два часа в неделю обязательного изучения татарского языка в местных школах. Об этом 8 ноября на заседании Госсовета республики президент Татарстана Рустам Минниханов. Власти республики подготовили вариант образовательного стандарта, который учитывает как федеральное, так и местное законодательство, добавил Минниханов. Образовательный стандарт, по его словам, «предварительно согласован со специалистами Минобразования».

Президент Татарстана также сообщил , что у него были переговоры с администрацией президента по вопросу преподавания татарского. «Понимание тоже есть. Я очень надеюсь, что в ближайшее время мы эту тему сможем разрулить», — сказал он.

Министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов тогда же уточнил, что обязательные уроки татарского вводятся в начальной и средней школах, а в старших классах его изучение станет добровольным. 7 ноября, добавил Фаттахов, он встречался с главой Минобразования Ольгой Васильевой, которая «подтвердила готовность согласовать данное компромиссное решение».

Минобрнауки за Кремль

Минобрнауки не давало Татарстану гарантий сохранения обязательного татарского языка в школьном расписании, рассказал РБК еще один федеральный чиновник. В том числе поэтому ведомство воздержалось от комментариев по поводу заявлений Минниханова и Фаттахова, добавил он. Минобрнауки поддержит позицию Кремля, подчеркнул собеседник РБК.

РБК ожидает ответа от пресс-службы Минобрнауки.

Глава Минобразования Ольга Васильева высказывала свое мнение по поводу изучения языков республик на всероссийском родительском собрании. «Когда мы говорим о насильственном, недобровольном [изучении языка], я думаю, что каждый случай надо рассматривать отдельно. Эта сфера очень тонкая и чувствительная. У нас многонациональная страна, которая имеет синтез культур... Мне кажется, неправильно, если ты родился и живешь в Башкирии или Татарстане и не знаешь языка», — подчеркивала Васильева.

Рост протестных настроений

Заявление Кремля о том, что национальные языки в школах должны изучаться исключительно на добровольной основе, — это шок для национальных республик, считает политолог Аббас Галлямов. «Русскоязычные родители, конечно, не были в восторге от того, что их детям приходится изучать языки национальных республик, но относились они к этому как к неизбежному злу, это не было сколько-нибудь серьезной политической проблемой», — продолжает эксперт.

А вот теперь проблема действительно появилась, говорит Галлямов, — национальная интеллигенция воспримет это как демонстративное принижение их родного языка. Для этнических меньшинств языковой вопрос — вещь очень важная, и решение федерального центра будет способствовать их отчуждению, росту протестных настроений, прогнозирует эксперт. «На нынешних выборах президента это, наверное, не скажется, но к следующим создаст серьезный негативный задел», — уверен эксперт.

Тема языка в Татарстане чувствительна скорее для сельского населения, чем для более космополитичного городского, говорит глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Действия Кремля объясняются борьбой за 2018 год, за попытки показать, что федеральный центр и дальше может активно вовлекаться в вопросы, которые республики считали своими, уверен Виноградов. «Тезис одинаковости правил игры для всех привлекателен, но без симметричных шагов в отношении Чечни он вряд ли будет выглядеть как абсолютный», — констатирует Виноградов.

При этом о возможном негативном влиянии позиции Кремля на итоги президентских выборов в национальных республиках говорить пока рано. «Готовности элит вести контригру нет, хотя элемент моральной демотивации у части лоялистов возможен», — прогнозирует Виноградов.

Тот, кто хочет знать тот или иной язык национальных республик, может его изучать, никто этого не запрещает, но обязательное изучение неправильно, считает политтехнолог Дмитрий Гусев. «В Бурятии живут 30% бурят, остальные — русские и представители других национальностей, в Марий Эл только 15% марийцев, и такая ситуация в большинстве национальных республик. А какой язык изучать в Дагестане, где живут представители более ста национальностей?» — рассуждает эксперт.

На итогах президентских выборов в республиках позиция федерального центра не скажется, уверен Гусев, поскольку об ограничении или запрете изучения национальных языков речь не идет.

gastroguru © 2017