Возмещение ндс при экспорте пример. Главные нюансы ндс при экспорте

Давайте поговорим, что же это такое возврат НДС при экспорте товаров за пределы России.

Иногда это называется возмещение НДС при экспорте. Правда мне больше нравиться когда эту процедуру называют «возврат НДС», т. к. НДС можно возвращать в виде живых денег на свой расчетный счет из бюджета.

Откуда берется возврат НДС при экспорте?

Наверняка Вы знаете природу НДС и как этим налогом облагаются товары, работы и услуги. Дальше для простоты, я все это буду называть одним словом «товары».

Если не помните, то в вкратце напомню: ставка 10% или 18%.

Уплачивается он с разницы между «уплаченным НДС» при покупке товара и «НДС к уплате» при продаже товара.

При экспорте ситуация немного другая. Вы приобрели товар внутри России и тем самым уплатили некую сумму НДС.

А это значит при экспорте возникает переплата НДС в бюджет. И в соответствии с Налоговым кодексом НДС при экспорте можно вернуть на свой расчетный счет, т. е. можно получить возврат НДС в виде «живых денег».

Как получить возврат НДС при экспорте?

Здесь у нас начинается самое интересное, нужно все во лишь пройти камеральную налоговую проверку всей деятельности компании за квартал, в котором Ваша компания заявляет возмещение НДС из бюджета.

Какие риски несет в себе возврат НДС при экспорте?

Давайте покажу на примере:

Вы купили или произвели товар внутри России.

Допустим его себестоимость 118 руб. и НДС уплаченный в бюджет составляет 18 руб.

В России Вы его продавали бы с рентабельностью 10%, т.е. за 128 руб.

При продаже на экспорт НДС составляет 0% и Вы 18 руб. уплаченного НДС убираете из цены товара.

Таким образом, Вы продаете товар за 110 руб.,

из которых 100 руб — себестоимость,

а 10 руб. Ваша маржа (валовая прибыль).

После вывоза товара за границу, по результатам налоговой проверки Вам бюджет должен был вернуть НДС 18 руб.

И у Вас получилось бы:

110 руб. Вам заплатил клиент

18 руб. Вам вернул бюджет.

Вы получили 128 руб.

Из них затраты: себестоимость товара 100 руб.

Вы заработали 28 руб.

А если Вы не прошли проверку и НДС Вам не вернулся?

Тогда получается так:

110 руб. Вам заплатил клиент.

Ваши расходы:

Себестоимость товара 100 руб.

После того как Вы не подтвердили экспорт и не вернули НДС, по Налоговому кодексу Вы обязаны уплатить в бюджет 18% от суммы продажи, т.е. 110 руб. х 18% = 19,8 руб.

Итого Ваши затраты: 100 руб. + 19,8 руб. = 119,8 руб.

Итого по сделке: 110 — 119,8 руб. = -9,8 руб.

Получите Вы прибыль или убыток от продажи на экспорт зависит от того:

  • как у Вас поставлен бухучет,
  • как выстроена работа с поставщиками
  • и многих других бухгалтерских моментов.

Вы можете сами со всем разобраться и выстроить бухучет так как нужно, в том числе на основе статей на нашем сайте,

Мы с 2010 года профессионально занимаемся возвратом НДС.

Статья освещает все основные принципы организации системы оплаты НДС при экспортных/импортных операциях. В приложении приведены примеры, отражающие практические аспекты исчисления и уплаты НДС при экспорте.


1. Особенности исчисления и уплаты НДС при экспорте

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта , применяется налоговая ставка 0 процентов.

Сказанное фактически означает, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке, как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. Вместе с тем, между указанными операциями есть существенные различия. По операциям, облагаемым по нулевой ставке, формируется налоговая база, при составлении счетов-фактур в графе "ставка НДС" указывается "0%", суммы (входного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат вычету. По операциям, освобождаемым от налогообложения, налоговая база не формируется, суммы (вхЕдного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), не вычитаются, а в установленном порядке относятся на себестоимость.

В соответствии со статьей 164 НК РФ необходимым условием применения налоговой ставки 0 процентов являются:

  • фактический вывоз товара за пределы таможенной территории РФ;
  • представление в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Так в постановлении Президиума ВАС РФ от 18 февраля 1997 г. N 3620/96 содержится вывод о том, что применение права на возмещение НДС зачастую ставится в зависимость от того, был ли фактически осуществлен вывоз товара и не связывается с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика. На самом деле экспортеру не обязательно самому вывозить продукцию за рубеж, как иногда считают налоговые органы, вывозить экспортную продукцию может и комиссионер или иностранный покупатель, когда контракт заключен на условиях самовывоза.

Требования к экспортерам, установленные ТК РФ, заключаются в следующем:

  • уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей;
  • соблюдение мер экономической политики;
  • вывоз товаров, выпущенных в режиме экспорта, за пределы российской таможенной территории в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений их состояния вследствие износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
  • выполнение других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского таможенного законодательства.

В соответствии со статьей 165 НК РФ для обоснованного применения нулевой ставки НДС необходимо, чтобы в качестве покупателя экспортируемых товаров выступало иностранное лицо.

2. Экспорт в страны участники Содружества Независимых Государств

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-Ф3 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ до 1 июля 2001 года приравнивалась к реализации на территории РФ. Поэтому до 1 июля 2001 года применение нулевой ставки НДС являлось обоснованным только в случае вывоза товара за пределы государств - участников СНГ. При ввозе товаров, производимых и ввозимых с территорий участников СНГ, таможенные органы налог на добавленную стоимость также не взимали. Реализация указанных товаров на территории России облагалась НДС в порядке и по ставкам, предусмотренным для товаров, производимых на территории РФ. При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ подлежали вычету в порядке, действовавшем до введения в действие второй части НК РФ.

С 1 июля 2001 года порядок взимания НДС во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ претерпел существенные изменения. Вместо принципа "страны происхождения" теперь применяется принцип "страны назначения", то есть, никакого различия между экспортом товаров в страны дальнего зарубежья и страны СНГ нет. Экспортируя товары (работы, услуги) в страны СНГ следует применять нулевую ставку налога, а, импортируя товары из стран СНГ, при пересечении таможенной территории РФ налогоплательщик обязан заплатить НДС на таможне. Принцип "страны назначения" применяется с 1 января 2001 года только в отношениях с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Армения, а с 1 апреля также в отношениях с Азербайджанской Республикой. Повторим, что отношения с остальными странами - участниками СНГ по принципу "страны назначения" применяются с 1 июля 2001 года.

Единственное исключение, касающееся исчисления и уплаты НДС при экспорте товаров (работ, услуг) в страны - участники СНГ действует в отношении Республики Беларусь. МНС России письмом от 29 июня 2001 г. NВГ-6-03/502@ со ссылкой на Федеральный закон РФ от 22 мая 2001 г. N 55-Ф3 "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" сообщило, что переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не распространяется на Республику Беларусь. Это означает, что реализация товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом при ввозе товаров, производимых и ввозимых с территории Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается. То есть порядок расчетов по НДС с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь и с налоговыми органами по поводу таких операций с 1 июля 2001 года не изменился.

3. Документы, подтверждающие реальный экспорт

Право на применение нулевой ставки НДС и право на возмещение "входного" НДС должно быть документально подтверждено налогоплательщиком. Статья 165 НК РФ определяет перечень документов, которые должны быть представлены налогоплательщиком в каждом из случаев применения нулевой ставки НДС. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки в отношении экспортируемых товаров налогоплательщик должен непосредственно представить в налоговые органы, следующие документы:

  1. Контракт (копию контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ (подп.1 п.1 ст.165 НК РФ).
  2. Выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке (подп.2 п.1 ст.165 НК РФ).
  3. Грузовая таможенная декларация (ее копия) (подп.3 п.1 ст.165 НК РФ). На грузовой таможенной декларации должны быть две отметки:
    1. Российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта.
    2. Российского пограничного таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.
    Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории России производится на основании обращений, непосредственно представляемых либо направляемых по почте в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации следующих лиц (далее - заявители):
    1. декларантов товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, в соответствии с таможенным режимом экспорта;
    2. российских перевозчиков, выполняющих работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и иные подобные работы (услуги);
    3. лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем;
    4. лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
    Подтверждение производится при представлении заявителем следующих документов:
    1. письменного заявления, подписанного руководителем организации заявителя, ее главным бухгалтером и заверенного печатью организации (если заявителем является индивидуальный предприниматель, заявление подписывает указанное лицо и указывает реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), с просьбой о подтверждении вывоза товаров и с обязательным указанием:
      • наименования таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров;
      • наименования и количества товаров;
      • номера грузовой таможенной декларации либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России в качестве таможенной декларации, содержащей сведения о товарах и дату окончания его таможенного оформления;
      • наименования пункта пропуска товаров через государственную границу Российской Федерации (морской (речной), воздушный порт, железнодорожная станция, автомобильный переход);
      • месяца и года фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации;
      • сведений о транспортных средствах (регистрационный номер автотранспортного средства, название морского (речного) судна, бортовой номер и номер рейса воздушного судна, номер вагона, номер контейнера и т.п.), на которых товар доставлен в пункт пропуска через государственную границу Российской Фе-дерации, а также на которых он фактически перемещался через таможенную границу Российской Федерации;
    2. экземпляра таможенной декларации, возвращенной декларанту после таможенного оформления товаров, или ее копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя);
    3. копии договора заявителя на оказание работ (услуг), заверенной печатью организации - налогоплательщика (подписанного индивидуальным предпринимателем) (для заявителей, реализующих работы (услуги);
    4. экземпляра транспортного и/или товаросопроводительного документа (или его копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации (прилагается по желанию заявителя);
    5. почтового конверта с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом заявителя (в случае обращения по почте).
  4. Копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и/или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (подп.4 п.1 ст.165 НК РФ). К транспортным документам относятся транспортная накладная, коносамент или иные документы на груз, подтверждающие факт заключения договора перевозки или иного договора, в соответствии с которым осуществляется международная перевозка товаров. Анализ состава названных документов свидетельствует о том, что их представление призвано решить две задачи:
    1. подтвердить факт вывоза товара на условиях экспорта согласно условиям действующего контракта (ГТД , транспортные документы).
    2. подтвердить факт поступления валютной выручки за экспортированные товары (выписка банка).
    В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование.
  5. Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации. (подп.4 п.2 ст.165 НК РФ).

При заключении экспортных контрактов через посредника, рекомендуется дополнительно устанавливать его обязанности по предоставлению вышеназванного пакета документов.

При реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:

  1. контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.
  3. таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
  4. копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).

4. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость

В течение трех месяцев после подачи декларации налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В этот период налоговый орган производиѕ проверку представленных документов, а также правильности исчисления вычетов и принимает мотивированное решение о возмещении налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10-ти дней после вынесения указанного решения. Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и указанное заключение не предоставлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10-ти дней сообщают о нем налогоплательщику. Отметим, что данный порядок противоречит общему порядку зачета уплаченной суммы налога, предусмотренного статьей 78 НК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Если недоимка меньше возвращаемой суммы, то пени за просрочку на нее не начисляются.

Методика заполнения декларации позволяет вывести ряд правил, выполнение которых МНС России требует от налогоплательщиков:

  1. Налоговые вычеты по товарам, облагаемым по нулевой ставке, не производятся до момента реализации этих товаров.
  2. Если 181-й день с момента выпуска товаров в таможенном режиме экспорта региональными таможенными органами и день получения последнего документа из комплекта документации, подтверждающей экспорт, приходятся на один налоговый период, возмещение НДС производится в режиме, установленном для товаров, облагаемых по нулевой ставке, то есть налоговые вычеты по таким товарам не уменьшают сумму налога, исчисленную по другим Еперациям.
  3. С суммы авансов, полученных в счет предстоящего экспорта, следует уплатить НДС, несмотря на то, что дата реализации экспортируемых товаров не наступила. При наступлении даты реализации экспортируемых товаров сумма налога, ранее исчисленная с аванса, принимается к вычету.
  4. Подтверждение права на применение нулевой ставки не влечет за собой корректировки ранее сданных деклараций в отношении суммы налога, начисленного ранее не по нулевой ставке с суммы полученного аванса и со стоимости реализованных товаров. Корректировка ранее отраженных в декларациях данных о налоговых вычетах также не производится.

Так что налогоплательщики - экспортеры, которые в указанной выше ситуации применяют вычет по НДС при оприходовании товаров (работ, услуг) должны быть готовы к спору с налоговым органам. Полагаем, что в ситуации, когда они уверены в том, что им удастся доказать реальность экспорта и представить все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, такие действия налогоплательщика целесообразны, поскольку налогоплательщик в конечном счете ничего не теряет, а наоборот приобретает весьма существенные выгоды.

Перед тем, как представлять отдельную налоговую декларацию вместе с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ необходимо проверить:

  • имеет ли организация право на осуществление внешнеэкономической деятельности, а также (в необходимых случаях) лицензию и квоту на экспорт товаров и услуг;
  • все ли необходимые документы имеются в наличии;
  • правильно ли оформлены все документы по проведению экспортных операций;
  • соответствуют ли сведения, указанные в паспорте сделки, условиям контракта, правильно ли заполнена грузовая таможенная декларация ;
  • полноту поступления валютной выручки и своевременность оформления поручений на перечисление обязательной продажи части выручки государству;
  • правильность оформления операции по экспорту товаров (работ, услуг);
  • правильность оформления операций по экспорту товаров через посредника;
  • правильность определения налоговой базы по НДС.

Налогоплательщикам - экспортеѕам также следует обратить внимание на приказ МНС России от 27 декабря 2000 г. N БГ-3-03/461, в соответствии с которым территориальные налоговые инспекции могут вернуть НДС только традиционным экспортерам либо организациям, у которых ежемесячный объем возмещения не превышает 5 000 000 руб. Остальные налогоплательщики должны обращаться в управление МНС России по субъекту РФ.

Критерии, которым должны соответствовать организации, претендующие на статус традиционного экспортера, приведены в письме МНС России от 17 июля 2000 г. N ФС-6-29/534@.

В соответствии с пунктом 2 указанного письма к традиционным экспортерам относятся предприятия, производящие собственную продукцию и закупающие продукцию непосредственно у предприятий - производителей, удовлетворяющие следующим условиям:

  1. предприятия, производящие собственную продукцию:
    • поставляют в страны дальнего зарубежья (в том числе по договорам комиссии, поручения) продукцию собственного производства (традиционные энергоносители, металл, лес, бумагу, а также продукцию, производимую военно-промышленными и авиационно-промышленными предприятиями);
    • работают не менее 3-х лет на внешнеэкономическом рынке;
    • не имеют существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдают стабильность номенклатуры экспортируемой продукции;
    • имеют собственные основные средства производственного назначения;
    • работают с постоянными иностранными покупателями и российскими поставщиками.
  2. Кроме того, к традиционным экспертам могут быть отнесены предприятия, которые закупают продукцию непосредственно у производителей. При этом они должны:
    • иметь объемы экспортных поставок в размере не менее 100 000 долларов США в месяц;
    • работать на внешнеэкономическом рынке не менее 5 лет;
    • не иметь существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдать стабильность номенклатуры поставляемой на экспорт продукции;
    • закупать продукцию для последующей реализации на экспорт у постоянных российских поставщиков;
    • поставлять продукцию постоянным иностранным покупателяЕ;
    • не использовать в качестве оплаты поставщикам кредиты иностранных банков.

5. Возможное изменение порядка возмещения НДС

В последнее время темпы роста сумм возмещенного НДС приобретают просто катастрофические размеры. Это в первую очередь связано с появлением такой тенденции, как постепенный отказ налогоплательщиков от практики уклонения от уплаты налогов и перехода к практике хищения средств бюджета путем использования налоговых механизмов.

Одной из таких схем является схема, связанная с возмещением из бюджета налогоплательщиками - экспортерами денежных сумм НДС. Суть схемы заключается в том, что организация получает из бюджета возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам, но не поступивших в бюджет. Зачастую такое непоступление связано с сознательным нежеланием ряда лиц соблюдать обязанности налогоплательщика. С этой целью, создаются фирмы-однодневки, которые, продав товар предприятию - экспортеру по максимальной цене и получив от него денежные средства, благополучно растворяются на просторах нашей страны, не уплатив причитающихся налогов (в первую очередь НДС). Предприятие - экспортер, в дальнейшем реализует купленный товар на экспорт и, представив все необходимые документы, получает формальное право на возмещение сумм НДС, фактически не поступивших в бюджет. При этом апеллирование налоговых органов на противоправность такого возмещения не находит понимания в судебных органах, так как порядок возмещения сумм НДС полностью соблюден, а факт не уплаты сумм НДС предыдущим собственником товара не является условием, препятствующим возмещению НДС.

Другая схема использования механизмов экспортного НДС заключается в том, что цена товара, реально экспортированного за пределы России, а также все сопутствующие этому затраты (на перевозку и пр.) существенно завышаются. Это увеличивает суммы НДС, уплаченные поставщику и заявленные к возмещению из бюджета. Иными словами, к возмещению предъявляется сумма завышенного налога, которая нередко существенно превосходит реальную сумму налога, которую налогоплательщик - экспортер мог бы возместить.

Нередко в налоговые органы представляются фальсифицированные докуменѕы, подтверждающие реализацию товаров (работ, услуг) на экспорт.

Однако, при наличии документов, подтверждающих факт реального экспорта, у налоговых органов нет формальных оснований для отказа в возмещении налога, даже если все материалы указывают на мошеннический характер операции. Законодательство не предусматривает продления сроков принятия решений по возмещению НДС даже при возбуждении уголовных дел.

В этой связи МНС России, Минфин России и ФСНП РФ предлагают ряд мер, направленных на коренной перелом сложившейся ситуации. Одним из вариантов является увеличение срока проверки документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов и возмещения НДС, с трех до шести месяцев.

Другие варианты связаны с внесением изменений в главу 21 Налогового кодекса РФ. Например, предлагается дополнить статью 176 НК РФ пунктом 5 следующего содержания:

"Возмещение (зачет, возврат) сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для производства и реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производится после представления налогоплательщиками документов, подтверждающих уплату в бюджет сумм налога поставщиками".

Соответственно предлагается дополнить и пункт 1 статьи 165 НК РФ (устанавливающий перечень документов, необходимых для возмещения НДС) подпунктом 5 следующего содержания:

"5) справки из налоговых органов по месту регистрации лиц, чья продукция (работы, услуги) использованы при производстве или реализации экспортируемых товаров, об уплате указанными лицами полученной за счет налогоплательщика суммы налога в бюджет. Налоговые органы по месту регистрации указанных лиц обязаны в течение месяца со дня получения соответствующего заявления экспортера выдать ему справку о суммах уплаченного этими лицами налога".

В случае внесения этих норм в Налоговый кодекс РФ (кстати, нарушающих ряд других норм, - например о налоговой тайне) у экспортеров появятся новые проблемы.

6. Проблемы возврата НДС экспортерам в России

Как известно, в Российской Федерации принята нулевая ставка обложения налогом на добавленную стоимость для предприятий, экспортирующих свою продукцию: в соответствии со ст.164 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость при экспорте товаров, работ и услуг, произведенных на территории России, не взимается. Точнее, он взимается, но государство обязуется в определенные сроки возместить экспортерам ранее уплаченные суммы НДС. Однако ошибочное администрирование, неверное прогнозирование объемов возврата НДС экспортерам, отсутствие эффективного контроля со стороны Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации за соответствием сумм уплаченных НДС суммам, заявленным к возвращению по этому виду налога, - все эти обстоятельства породили серьезную проблему возврата НДС экспортерам. Задолженность государства перед поставщиками по возвращению экспортного НДС растет, она стала тяжелой обузой для федерального бюджета.

Экспортеры имеют законное право на получение указанных сумм, но ввиду сложностей административного порядка добиться возмещения очень нелегко, а судебные тяжбы с налоговыми инспекциями тянутся годами. Это приводит к фактическому кредитованию бюджета экспортерами и росту их задолженности перед кредитными учреждениями, к которым они вынуждены обращаться для пополнения собственных оборотных средств. Вместе с тем государство, в свою очередь, терпит убытки от многочисленных налоговых махинаций. Упомянутое несовершенство системы контроля за движением платежей по НДС приводит к тому, что по подложным документам из бюджета нередко возмещаются суммы налога, который никто никогда не платил. Ежегодно государство теряет на подобных операциях все больше, одновременно наращивая долг перед экспортерами.

Предлагаются различные пути решения этой проблемы. Например, делаются попытки обосновать существенное снижение НДС, которое позволит правительству уменьшить имеющуюся сумму задолженности (очевидно, подразумевается возвращение долгов исходя из новой, меньшей ставки). Эта мера должна подкрепляться более жесткой системой контроля, предупреждающей злоупотребления при возвращении экспортного НДС.

Наметившееся замедление темпов налоговой реформы, выраженное в приостановлении снижения налогов, требует от правительства не толькЕ ужесточения налогового администрирования, но и гибкой законодательной и оперативной политики по отношению к крупнейшим экспортерам - поставщикам в бюджет. Необходимо создать не только административные, но и рыночные механизмы контроля над уплатой и возмещением НДС или немедленно отменить его, заменив иным оборотным налогом*(1) .

Представляется, что НДС может быть действительно пересмотрен только в двух случаях: если в экономике будет наблюдаться ощутимый подъем (во что верится с трудом) или, наоборот, резкий упадок (во что не хочется верить).

Казалось бы, особых проблем с возвратом экспортерам сумм НДС возникать не должно. Ведь расходы на возмещение этих средств обязательно закладываются в бюджет, и предполагается, что эти деньги в виде НДС будут собраны на всех этапах производства товаров, работ и услуг. Но, к сожалению, цепочкам производства экспортируемых товаров в реальности не всегда соответствуют такие же непрерывные цепочки своевременной уплаты соответствующих налоговых платежей, и в первую очередь это касается НДС. Нередко граждане вообще избегают уплаты налогов, используя различные схемы.

Бывают ситуации еще более сложные - когда товар перед тем, как отправиться на экспорт, проходит через значительное число производителей. Отследить все подобные маршруты налоговой инспекции пока не удается. Это означает, что средства от поступления НДС, заложенные в бюджет, на самом деле полностью никогда туда не поступают, а заявки на их возмещение предъявляются.

Трудность составляет и учет поступления таких средств. Здесь нет точных данных, но можно с уверенностью предположить, что разница между реально уплаченными и требуемыми к возмещению суммами составляет более 50%. Поскольку бюджет нашей страны формируется по принципу общей единой кассы, вычленить действительно полученные средства на данном этапе уже невозможно. Поэтому Министерство финансов должно из общей суммы доходов взять заложенные в бюджете средства и выплатить их экспортерам. К тому же у Минфина отсутствует инструмент для того, чтобы отличить мнимого экспортера от реального, а среди реальных экспортеров - перечислившего НДС в бюджет от не выплатившего его по тем или иным причинам.

Ситуация усугубляется еще и тем, что за последние годы бюджет накопил перед экспортерами долг, размеры которого открыто не называются. По некоторым оценкам, он составляет 200-250 млрд руб. Государственные органы, испытывая нехватку денег, пытаются любыми способами избежать платежа или уменьшить его размер. Несмотря на то, что закон обязывает бюджет вернуть экспортеру уплаченный НДС, на деле эта процедура затягивается на месяцы и годы. Очень часто экспортерам, чтобы вернуть причитающиеся им деньги, приходится долго судиться с государством. Многие предприниматели одновременно с подачей требования в Министерство по налогам и сборам сразу подают заявление в суд.

Кроме того, возвращение НДС экспортеру конкретной налоговой инспекцией увязано с так называемым финансовым планом - планом сбора налогов, т.е. если налоговая инспекция не может собрать достаточно других налогов, то у нее нет ни средств, ни права возмещать НДС*(2) .

Если сложить сумму задолженности государства по возврату НДС за предыдущий период и те финансовые обязательства, которые должны возникнуть у бюджета в следующем году, то получается, что Министерство финансов РФ должно будет выплатить экспортерам примерно 450 млрд руб. Вряд ли это реально выполнимо. Более того, наблюдается тенденция к возрастанию задолженности государства по возврату НДС экспортерам. Такое положение снижает экспортные перспективы и экономический потенциал России. В Правительстве РФ, Министерстве финансов РФ и Государственной Думе РФ в течение последних двух лет постоянно обсуждаются вопросы о том, как, с одной стороны, перекрыть пути "псевдоэкспорту", а с другой - способствовать своевременной уплате налога на всех этапах производства товаров и вовремя учитывать в бюджете необходимые суммы для возврата НДС экспортерам.

Приложение

Примеры по рассмотренной теме

Пример 1

ОАО "Изготовитель" заключило договор с ООО "Заказчик" на изготовление продукции для дальнейшей ее поставки в Германию. Поскольку договор заключен между российскими юридическими лицами, то, несмотря на то, что фактически продукция была поставлена на экспорт, ОАО "Изготовитель" не вправе применять нулевую ставку НДС.

Пример 2

Российскаѕ организация поставила на экспорт продукцию на сумму 1 000 000 долларов США. Так как поставленная продукция по своему качеству не соответствовала условиям контракта, стороны договорились об уменьшении стоимости продукции на 300 000 долларов США. В качестве документов, подтверждающих незачисление 300 000 долларов США на счет российской организации, последней в налоговые органы было представлено соглашение об уменьшении договорной цены, письменно подтвержденное МВЭС РФ.

Пример 3

ООО "Свет" в январе 2002 года получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 НК РФ. В марте 2002 года ООО "Свет" обратилось в налоговый орган с просьбой возместить НДС, уплаченный поставщикам товаров, реализованных на экспорт. При этом все документы, подтверждающие право на возмещение НДС были своевременно представлены. Однако, налоговый орган отказал в возмещении НДС, указав на то обстоятельство, что ООО "Свет" ранее получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ.

В отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) определен специальный порядок установления даты их реализации. В зависимости от этой даты у налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.

В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт датой реализации товаров (работ, услуг) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих реальный экспорт.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

До наступления одной из указанных дат налогоплательщик - экспортер не учитывает в целях налогообложения совершенные им операции по реализации товаров (работ, услуг) независимо от установленной им учетной политики.

Пример 4

ООО "Свет" заключило экспортный контракт с зарубежной фирмой на поставку собственной продукции. ООО "Свет" уплачивает НДС ежемесячно. ГТД на вывоз груза была оформлена 15 января 2002 года. Экспортная выручка поступила на расчетный счет ООО "Свет" 20 февраля 2002 года. До наступления срока уплаты НДС за февраль (20 марта 2002 года) ООО "Свет" не смогло представить в налоговые органы копии транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России. В целях исчисления НДС указанные товары не будут признаваться реализованными в феврале 2002 года, так как не соблюдено ни одно из условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 167 НК РФ.

Пример 5

ООО "Экспортер" получило право на возмещение из бюджета НДС в размере 100 000 руб. Декларацию, на основании которой налог должен быть возвращен, организация подала 15 февраля 2002 года.

Однако 22 февраля 2002 года у ООО "Экспортер" образовалась недоимка по налогу на прибыль в размере 25 000 руб. В марте 2002 года налоговый орган принял решение зачесть указанную недоимку в счет суммы НДС, подлежащей возмещению.

Несмотря на наличие недоимки по налогу на прибыль, пени за просрочку уплаты налога на прибыль не уплачиваются.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а суммы налогов, которые уплачиваются при экспорте - импорте товаров, они согласовывают с таможенными органами. В течение 10-ти дней после проведения зачета налоговые органы сообщают об этом налогоплательщику.

Пример 6

ООО "Экспортер" имеет право на возмещение НДС в размере 100 000 руб. Декларация

Возврат НДС при экспорте — что и почему можно вернуть?

НДС при экспорте товаров исчисляется по ставке 0% (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ), а входной налог поставщикам ресурсов, приобретаемых для экспортных операций, платится по обычным ставкам — 18 или 10%. В результате получается, что НДС к вычету у экспортера есть, а налога к уплате нет. Если нулевая ставка и вычеты соответствующим образом подтверждены, экспортер имеет полное право на возврат НДС , уплаченного поставщикам, из бюджета.

Пошаговая инструкция возврата экспортного НДС

Шаг 1. Собрать пакет подтверждающих экспорт документов

Прежде всего, это документы, обосновывающие правомерность применения ставки НДС 0%. Их полный перечень содержится в ст. 165 НК РФ, мы остановимся на основных.

В общем случае при экспорте товаров это:

  • контракт с иностранным покупателем;
  • таможенная декларация с необходимыми отметками (см. « » );
  • копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов с отметками таможенных органов.

Последние должны быть заверены оригинальной подписью — факсимиле на копиях недопустимо (см. определение ВС РФ от 17.12.2014 № 303-КГ14-5248).

Внимание!

С 01.10.2015 ГТД и товаросопроводительную документацию можно будет подавать в виде электронных реестров (см. « » ).

Помимо документов, подтверждающих собственно факт экспорта, следует иметь документы, обосновывающие налоговые вычеты. Если таких документов не будет, может выйти так, что нулевая ставка подтверждена, а в вычете отказано — тогда и возвращать будет нечего.

Шаг 2. Представить указанный пакет документов в инспекцию вместе с декларацией

Декларация подается по итогам того квартала, в котором собран полный пакет документов, а его последнее число является моментом определения налоговой базы по экспортной операции (п. 9 ст. 167 НК РФ).

На подтверждение экспорта НК РФ отводит 180 календарных дней с момента помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Внимание!

С представлением декларации и документов лучше не затягивать. Если вы сдадите их по итогам того периода, на который приходится момент истечения 180-дневного срока, возможны претензии проверяющих. Хотя Минфин и не видит в этом ничего предосудительного (см., например, письмо от 15.02.2013 № 03-07-08/4169), наличие судебной практики говорит о том, что иногда налоговики отказывают в подтверждении экспорта в такой ситуации. Причем практика неоднозначна. Есть как положительные для налогоплательщиков акты (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.05.2012 по делу № А19-17258/2011), так и решения в поддержку налоговиков (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2008 № Ф04-4348/2008(8866-А27-14), Ф04-4348/2008(8154-А27-14) по делу № А27-9444/2007-6).

В декларации по форме, утв. приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, подтвержденные экспортные операции отражаются в разделе 4 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена».

Шаг 3. Дождаться результатов камеральной проверки представленной декларации

Возврат НДС по экспорту производится по общей процедуре, установленной ст. 176 НК РФ.

Если с документами все в порядке, инспекция подтвердит нулевую ставку и вынесет решения о возмещении и возврате НДС . Отказ же в возмещении вполне можно попытаться оспорить.

Для компаний, осуществляющих реализацию товаров на экспорт, законодательство дает право на возмещение суммы НДС, учтенной при производстве или приобретении экспортируемой продукции. В статье мы поговорим о том как совершить возврат НДС при экспорте (экспортного НДС), а также на примерах рассмотрим расчет суммы возмещения и его отражение в учете.

Возврат НДС при экспорте: условия, документы, сроки

Товары (работы, услуги), которые предприятие реализует на экспорт иностранным компаниям, облагается НДС по ставке 0%, то есть по сути освобождены от уплаты налога. Это позволяет отечественным организациям-экспортерам уменьшать собственные расходы на производство (приобретение) товара на сумму НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам.

Основное условие получение возврата – подтверждение того, что купленные товары (материалы, услуги) действительно реализованы на экспорт либо использованы при производстве товара, который продан иностранному покупателю.

Возврат НДС осуществляется на основании документов, подтверждающих экспорт (договор поставки, товарная накладная, счета-фактуры и т.п.), а также по факту подачи налоговой декларации с внесенной в нее информации относительно операций экспорта.

Если говорить о сроках, позволяющих подтвердить экспортную реализацию, то они ограничены 180 днями. Отсчитывать следует с момента помещения вывозимых товаров под таможенную процедуру.

Существует два способа вернуть уплаченный НДС. Первый – получить средства из бюджета непосредственно на расчетный счет, второй – оформить зачет уплаченной суммы в счет предстоящих платежей. В первом случае предполагается, что в отчетном квартале предприятие реализовывало товары исключительно на экспорт, при чем у него отсутствуют долги перед бюджетов. В ином случае налоговой службой будет оформлен зачет существующей задолженности.

Следует отметить, что экспортер может получить возмещение НДС только в том случае, если поставщик товаров, у которого приобретен товар для экспортной реализации, уплатил НДС в бюджет . Если поставщиком выставлен счет-фактура, а НДС не оплачен, то компания-экспортер не имеет права на возврат налога.

Раздельный учет НДС при экспортных операциях

Часто у бухгалтеров возникает вопрос, каким образом следует учитывать НДС в случае, если предприятие реализует товары не только на экспорт, но и внутри страны. Разберемся с данной ситуацией на примере.

Допустим, АО “Лабиринт” занимается изготовлением и реализацией межкомнатных дверей.

По итогам 3 квартала 2016 “Лабиринт” реализовал 75 дверей покупателям из Ростова и Воронежа, а 25 единиц продукции отправлены в Польшу в качестве экспортной поставки:

  • цена договоров с отечественными покупателями 134.800 руб., НДС 20.562 руб.;
  • стоимость экспортной поставки в Польщу – 51.600 руб., НДС 0,00 руб.;
  • входной НДС от стоимости товаров, материалов и услуг, затраченных при производстве реализованных дверей, равен 94.300 руб.

Для вычисления суммы входного НДС бухгалтер “Лабиринта” выделяет из общей суммы долю выручки от экспортной реализации:

(51.600 руб. / (134.800 руб. – 20.562 руб.)) = 0,45.

Чтобы определить показатель входного НДС к вычету по экспортной реализации, “Лабиринт” делает расчет:

94.300 руб. * 0,45 = 42.435 руб.

Следователь, сумма НДС к вычету от отечественной реализации будет составлять:

94.300 руб. – 42.435 руб. = 51.865 руб.

Возврат НДС при экспорте. Пример возмещения, расчеты и проводки

23 мая 2016 между АО “Уют Плюс” и венгерской компанией Slava заключен договор на поставку кресел и диванов. Мебель реализуется по цене 18.740 евро за партию. 12 мая 2016 “Уют Плюс” приобрел у ООО “Мебельщик” диваны и кресла по цене 1.211.800 руб., НДС 184.850 руб. для последующей экспортной реализации Slava.

Партия мебели реализована Slava при следующих условиях:

  • отгрузка осуществлена 25 мая 2016;
  • оплата от Slava поступила 28 мая 2016;
  • “Уют Плюс” оплатил транспортной компании сумму 7.400 руб. за доставку мебели.

Допустим, что курс евро (условный) при совершении данных операций составил:

  • на 25.05.2016 – 74,18 руб./евро;
  • на 28.05.2016 – 75,41 руб./евро.

При подаче налоговой декларации бухгалтер “Уют Плюс” указал сумму экспортной выручки от продажи мебели 1.390.133 руб.(18.740 руб. * 74,18). Также “Уют Плюс” были предоставлены документы, подтверждающие экспорт, на основании которых 24 июля 2016 на счет организации поступила сумма возмещения налога.

Возврат НДС при экспорте: операции по учету

Рассмотрим проводки:

Дата операции Дт Кт Описание Сумма Документ-основание
12.05.2016 41 60 На склад “Уют Плюс” поступила партия кресел и диванов, приобретенных у ООО “Мебельщик” (1.211.800 руб. – 184.850 руб.) 1.026.950 руб. Товарная накладная
12.05.2016 19 60 Проведена сумма входного НДС по приобретенной мебели 184.850 руб. Счет-фактура
12.05.2016 60 51 ООО “Мебельщик” оплачены средства за поставленные кресла и диваны 1.211.800 руб. Платежное поручение
25.05.2016 62 90/1 Учтена сумма выручки от продажи мебели компании Slava (18.740 руб. * 74,18) 1.390.133 руб.
25.05.2016 90/2 41 Учтены расходы себестоимости диванов и кресел 1.026.950 руб. Товарная накладная
25.05.2016 90/2 44 Учтены расходы на оплату транспортных услуг 7.400 руб. Акт выполненных работ
28.05.2016 52 Расчеты в евро 62 На валютный счет “Уют Плюс” зачислена сумма оплаты от компании Slava за поставленную мебель (18.740 руб. * 75,41) 1.413.183 руб. Банковская выписка
28.05.2016 62 91/1 Проведена курсовая разница между суммой оплаты, поступившей от компании Slava, и отраженной выручкой (18.740 руб. * (75,41 – 74,18) 23.050 руб. Бухгалтерская справка-расчет
28.05.2016 68 НДС 19 Отражена сумма экспортного НДС, принятого к вычету 184.850 руб. Договор поставки, таможенная декларация
24.07.2016 51 68 НДС Поступила сумма возврата экспортного НДС 184.850 руб. Банковская выписка

Возмещение НДС при экспорте предусмотрено ст. 171 НК РФ и регламентируется порядком, прописанным в статьях 165, 176 НК РФ. Как возместить НДС, какие документы для этого нужны, как поступить в конкретных практических ситуациях? Все это - в нашем материале.

Документы, необходимые для подтверждения нулевой ставки

Исчерпывающий перечень документов, которые потребуются для подтверждения ставки 0% при экспорте, приведен в ст. 165 НК РФ. В общем случае это:

  • контракт с иностранным поставщиком;
  • таможенная декларация с необходимыми отметками таможни;
  • сопроводительная, транспортная документация на товар с отметками таможни;
  • посреднический договор (если экспорт осуществляется не напрямую).

Что касается транспортных документов, для морских перевозок это могут быть: морская накладная, коносамент или другой подобный документ. По воздушным перевозкам предоставляются грузовые накладные с обязательным наименованием аэропорта погрузки. По автоперевозкам необходимо будет предъявить соответствующий транспортный или товаросопроводительный документ.

Приведенный нами перечень - очень общий. Практических ситуаций множество (различные виды товаров, услуг, способы экспорта и т. д.) - неодинаковы и требования налогового законодательства для них. Напомним, что с максимально полной информацией по необходимым подтверждающим документам для экспорта вы сможете ознакомиться в ст. 165 НК РФ.

Ниже рассмотрим несколько практических ситуаций.

Как подтвердить экспортный НДС, если товар вывозился из РФ самим иностранным покупателем

В данном случае следует руководствоваться все тем же перечнем документов, которые устанавливает ст. 165 НК РФ. Если товар вывозится покупателями самостоятельно, российскому экспортеру следует запросить копии необходимых документов у своего зарубежного партнера и далее уже проводить процедуру подтверждения экспорта и возмещения НДС в общем порядке.

Отсутствие таможенных штампов и подтверждение экспорта

Как мы отмечали ранее, наличие отметок таможенников на сопроводительных документах является обязательным условием для подтверждения нулевой ставки при экспорте. Однако ситуация по вывозу товара в третьи страны через территории стран - членов ЕАЭС, с которыми таможенное оформление отменено, является исключением. В этом случае документы предъявляются в налоговый орган с отметкой таможенных органов: «Вывоз разрешен» и без отметки: «Товар вывезен» (абз. 3 подп. 3, подп 4 п. 1ст. 165 НК РФ, п. 1 письма ФНС России от 10.06.2013 № ЕД-4-3/10481@, письмо Минфина РФ от 04.02.2015 № 03-07-08/4343, от 19.10.2010 № 03-07-08/296 (п. 3)).

См. также наш материал .

Сроки подтверждения нулевой ставки

Подтвердить нулевую экспортную ставку вы обязаны не позднее 180 календарных дней со дня проставления таможенного штампа на документах. Если вы не уложитесь в этот срок, придется не только заплатить НДС по общим ставкам, но и подать декларацию-«уточненку», а также заплатить пени за несвоевременную уплату налога. То же самое касается ситуации, когда по каким-либо причинам таможенные штампы на «сопроводиловках» отсутствуют.

Что касается вычета входного НДС поНо даже если сроки вами выдержаны, а пакет документов отвечает требованиям законодательства, это не гарантирует того, что нулевая ставка будет подтверждена, а налоговый орган примет решение о возмещении НДС. Пока что речь идет только о факте подтверждения экспорта. До конечной цели еще далеко: налоговикам нужно проверить достоверность документов, правильность их заполнения и соответствие требованиям закона; убедиться в отсутствии у экспортера задолженности перед бюджетом.

Для подтверждения нулевой ставки НДС экспортер подает в налоговый орган декларацию по НДС. Вместе с этой декларацией представляются все документы, подтверждающие правомерность применения нулевой ставки, (п. 10 ст. 165 НК РФ). Декларация в данном случае составляется за период, в котором собраны все необходимые документы (п. 9 ст. 167 НК РФ). Экспортеры несырьевых и сырьевых товаров (облагаемых по нулевой ставке работ, услуг) производят вычеты входного НДС по разным правилам и в разных налоговых периодах. Однако и те и другие отражают превышение вычетов над суммой начисленного налога в декларации по НДС по строке 050 разд. 1 «Сумма налога к возмещению».

С 01.07.2016 вычет входного НДС при экспорте несырьевых товаров не зависит от подтверждения нулевой ставки и отражается в декларации в общем порядке после принятия этих товаров на учет (работ, услуг) и получения счета-фактуры.

Экспортеры сырьевых товаров (работ, услуг, облагаемых по ставке 0%) заявляют вычет в декларации, составленной за квартал, в которой собраны документы для подтверждения экспорта (если документы, подтверждающие нулевую ставку, собраны в течение 180 дней с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта).

После представления декларации, в которой отражена сумма налога к возмещению, нужно дождаться результатов камеральной проверки декларации по НДС. На камеральную проверку инспекторам отводится 3 месяца, по прошествии которых принимается решение о возмещении экспортного НДС или об отказе в нем. Но имейте в виду: если вы подадите корректирующую/уточненную декларацию, проверка начнется заново. В случае положительного решения по проверке деньги поступают на расчетный счет налогоплательщика по его заявлению и при отсутствии недоимки.

Форму заявления о возврате налога вы найдете в статье «Обновлены формы по зачету и возврату налогов и взносов» .

Подробности о некоторых тонкостях возмещения налога см. в наших материалах:

В бухгалтерском учете возмещение НДС (получение денег от ИФНС) отражается в учете следующим образом: Дт 51 Кт 68.

Если же в возмещении было отказано, делается проводка: Дт 91 Кт 68.

Как учитывается НДС по неподтвержденному экспорту

Минфин России в своем письме от 27.05.2003 № 16-00-14/177 дает следующие рекомендации по учету экспортного НДС:

Если экспорт своевременно не подтвержден, то по прошествии 180 дней в учете делаются записи:

  • Дт 68 (НДС к возмещению), Кт 68 (НДС к начислению) - начислен НДС по неподтвержденному экспорту;
  • Д-т 99 «Прибыли и убытки», К-т 68 - начислены пени;
  • Дт 68 (НДС к начислению), Кт 51 - перечислен НДС и пени в бюджет.

Что касается вычета входного НДС по экспорту сырьевых товаров (работ, услуг), не подтвержденному в установленный срок, то его отражают в декларации за период отгрузки товара на экспорт.

Отгрузка товара российским поставщиком из-за рубежа

Представим ситуацию. Российский производитель продает иностранному партнеру свою продукцию. При этом завод-изготовитель находится на территории третьего государства, откуда производится отгрузка, минуя российскую территорию. Это экспорт или нет, и как быть с НДС?

Закон говорит следующее. О возникновении объекта обложения НДС можно говорить только при реализации на территории РФ. Россия признается местом реализации только в том случае, если товар в момент совершения отгрузки или транспортировки был на ее территории. В рассматриваемом случае РФ не является местом реализации и, следовательно, ни о каком НДС и его возмещении речь идти не может.

Итоги

Подтверждение экспорта производится на основании пакета документов, предусмотренного ст. 165 НК РФ. Если в пакете документов на таможенной декларации или на товаросопроводительных документах не будет всех необходимых отметок таможенного органа, то налоговый орган откажет в подтверждении нулевой ставки НДС. Но даже если документы надлежащего качества собраны в полном объеме, нарушение срока подтверждения экспорта приведет не только к дополнительной работе по составлению уточенной декларации и начислению НДС по ставке 18% (или 10% в зависимости от вида экспортируемых товаров), но и к уплате пени. Возмещение входного НДС производится после проверки налоговой декларации на основании заявления налогоплательщика при отсутствии у него недоимки.

gastroguru © 2017