В мире музыкальных инструментов беседа для дошкольников. Конспект оод для детей старшего возраста на тему "музыкальные инструменты"

Тема: « Мир музыкальных инструментов»

Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.

1. Образовательные

· углубить представление детей о происхождении оркестра и музыкальных инструментов, взаимосвязи музыки с природой;

· создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия;

· закрепление названий музыкальных инструментов.

2. Развивающие

· развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;

· развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма;· создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия.

3. Воспитательные

· воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса

беседы о музыкальных инструментах, исполнений песни, чтения

стихотворений, игры на музыкальных инструментах;

· воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры детей.

Ход занятия:

Педагог. Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Перед тем, как мы начнём наше занятие, я прочту замечательные слова великого музыканта и композитора Д.Б. Кабалевского. "Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

Звучит фрагмент П.И. Чайковского «Вальс» (Виват)

Педагог. Какие чувства пробудила у вас эта музыка? (ответы) Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали? (ответы) А кто же исполнял эту замечательную мелодию? (ответы) Правильно, самую разную музыку могут исполнить симфонический оркестр и его инструменты.

Педагог. Тема нашего занятия » Мир музыкальных инструментов»

Педагог. А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов.

Звучит фрагмент «Жаворонок» П.И. Чайковского

Педагог. Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.

Каких только инструментов здесь нет!

Инструменты музыкальные,

Я скажу вам – уникальные.

Их огромное количество

Увлекает ученичество.

Педагог. Вглядитесь повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены альты,

скрипки, виолончели, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились их родственники Медные духовые – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют? (ответы)

Педагог. Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно.

Педагог. Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты? (ответы)

Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты ударные?

Дидактическая игра «Ударные инструменты»

Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты духовые?

Дидактическая игра « Духовые инструменты»

Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты клавишные?

Дидактическая игра «Клавишные инструменты»

Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты струнные?

Дидактическая игра «Струнные инструменты»

Педагог. Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь, друзья, не шутка – физкультурная минутка.

«У жирафа пятна, пятна»

Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?

Игра «Лишний инструмент»

Педагог. Где бы человек не находился, в каком бы настроении он не был, он поёт песни. Песня помогает человеку и в трудную минуту, и в радостный час. Много песен сложено про музыкальные инструменты. Давайте послушаем фрагменты песен о музыкальных инструментах.

р.н.п. «Одинокая гармонь», р.н.п. «Балалайка»

Педагог.Послушайте и отгадайте загадки.

Очень весело поет,Если дуете в нее.Вы все на ней играетеИ сразу отгадаете.Ду-ду, ду-ду-ду.Да-да, да-да-да! Вот так поет она всегда.Не палочка, не трубочка,А что же это?..(Дудочка) А всего-то три струны Всех игрою веселит! Ой, звенит она, звенит, Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка… Это наша… (Балалайка) В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь, Как зовут ее? (Гармонь) Сверху - кожа, Снизу - тоже, В середине - пусто. (Барабан) Деревянные подружки Пляшут на его макушке, Бьют его, а он гремит - В ногу всем шагать велит. (Барабан)Я стою на трех ногах, Ноги в черных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (Рояль) У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет -Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем. Весельчак, а не буян Голосистый мой…(Баян)У нее вся душа нараспашку, И хоть пуговки есть - не рубашка, Не индюшка, а надувается, И не птица, а заливается. (Гармошка) То толстеет, то худеет, На весь дом голосит. (Гармонь)Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает.(Барабан)Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый… (Барабан)В лесу вырезана, гладко вытесана, Поет-заливается, как называется?(Скрипка)

Педагог. А теперь проверим, знаете ли вы голоса других инструментов? Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов (педагог включает музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов).

Педагог. Вы сегодня молодцы! Постарались от души!

Доброе сердце вернуло любовь,

И музыку счастья услышим мы вновь.

Педагог. Давайте подведём итог нашего занятия. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии? (ответы) Ребята нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале из ваших рисунков мы создадим свой симфонический оркестр.

В мире музыкальных инструментов.

Скрипка (беседа- концерт)

Цель: Развитие творческих способностей посредством приобщения к различным видам музыкальной деятельности, формирование музыкальной культуры дошкольников.

Задачи:

1.Познакомить с историей скрипки, с ее внешним видом и звучанием.

2. Вызвать познавательный интерес к истории музыкальных инструментов.

3. Формировать понятие о характере музыки.

4. Вызвать положительные эмоции при знакомстве с инструментами.

Оборудование : музыкальные инструменты (баян, аккордеон, домра, балалайка, скрипка, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты, гитара, маракасы), свечи, экран, компьютер, диски.

Ход беседы - концерта

М.р. 1 октября все люди Земли отмечают Всемирный День музыки. А вы любите музыку?

(Дети отвечают)

М.р. Вижу, что среди вас нет человека, который бы не любил ее. А что такое музыка, как вы думаете? Для чего она нужна?

Дети. Музыка – это песни, пьесы, пляски, игры, музыкальные сказки, марши, ноты, разное звучание.

М.р. А вы знаете, как рождается музыка?

Дети. Ее сочиняют композиторы.

М.р. Акто помогает нам услышать музыку?

Дети. Музыканты.

М.р. А как они помогают нам услышать музыку?

Дети. С помощью музыкальных инструментов.

М.р. Вы правы. Музыкальных инструментов очень много. Может, вы назовете некоторые из них.

(Дети называют инструменты)

М.р. Молодцы! Много инструментов знаете. А теперь я приглашаю вас в мир музыки. Там вас ждет много интересного и необычного. Сегодня я покажу вам только небольшую часть музыкальных инструментов.

(Рассматривают)

М.р . Как вы думаете, какие инструменты похожи друг на друга? Чем они похожи?

(Дети рассматривают выставленные на столах инструменты: баян, аккордеон, домра, балалайка, скрипка, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты, гитара, маракасы)

М.р. Чем похожи друг на друга инструменты вот этой группы: балалайка, гитара, скрипка, домра?

(Дети отвечают)

М.р. Правильно, у них натянуты струны, потому их можно отнести к струнным инструментам. А вот о каком инструменте мы поговорим сегодня, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив журчит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье …

(Дети: скрипка)

М.р. Каквы догадались, что это скрипка?

Дети. Встречаются слова «смычок», «струны», «мотив».

М.р. Правильно.А сейчас давайте пройдем в зрительный зал и сядем.

М.р. Сегодня мы поговорим о скрипке. А сначала давайте послушаем ее голос, как она звучит. Давайте зажжем свечи, чтобы у нас было уютнее в зале.

(Слушание соло скрипки А. Вивальди)

М.р. Так какой же у нее звук?

(Дети отвечают)

М.р. Да, звук у нее необычный, чудесный. Про скрипку говорят, что она «поет» человеческим голосом, как будто плачет. Звук слегка дрожит, волнуется! Необыкновенный звук! За этот звук ее называют королевой оркестра.

А всегда ли скрипка была такой? Я хочу познакомить вас с историей появления скрипки.

Давным-давно на Руси с гуслями и трехструнной скрипкой-гудком ходили скоморохи. А вы знаете, кто такие скоморохи, что они делали?

(Дети отвечают)

М.р. Правильно. Скоморохи потешали народ песнями, прибаутками, фокусами, это умельцы. (Сл. № 2) Перед вами старинное изображение музыкантов на стене башни в Софийском соборе города Киева. А вот скоморох с балалайкой, на нем три веселых маски (с трех сторон одетые); на голове – смешная шапка с куклами. Скоморох – это смехотворец, плясун, игрец, гудец. Скоморох веселый, яркий, оранжевый.

Было время, когда «гудошник» и «скоморох» означали одно и то же – бродячий музыкант. Эти музыканты не знали нот. Они сами сочиняли песни и наигрыши. На гудке играли, поставив его на колено. Как вы думаете, легко играть, держа скрипку на колене?

(Дети отвечают)

М.р. Да, много не поиграешь. Вот и перенесли музыканты скрипку на плечо, мы не знаем имя первого скрипичного мастера. Похожий на скрипку инструмент был известен в древности в Индии, Аравии, Греции. Только струны на нем перебирали пальцами.

(М.р. показывает инструмент, беря в руки)

М.р. Посмотрите, как красива скрипка! На что она похожа? Похожа ли она на человеческую фигуру?

(Дети отвечают)

М.р. У нее прекрасная «фигура», корпус с длинной изящной шейкой, которая оканчивается головкой. А из какого материала она изготовлена?

Дети. Дерева, металла, пластмассы.

М.р. (показывает). Верхняя часть называется декой, она изготовлена из ели, а нижняя сторона, нижняя дека – из клена. На верхней деке есть прорези, они называются эфы, так как сделаны в виде латинской буквы F . Как вы думаете, для чего скрипке нужны эти прорези – эфы?

Дети. Чтобы услышать ее звучание.

М.р. Если заглянуть в эти прорези, то под правой стороной подставки увидите маленькую палочку, соединяющую обе деки. Это и есть «душка» – душа скрипки, чтобы инструмент «пел», звучал, «плакал».

А что еще есть у скрипки?

Дети. Струны.

М.р. Да, поэтому инструмент называется струнным.

А что еще есть у скрипки?

Дети. Смычок.

М.р. Трость смычка сделана из бразильского дерева фернамбука. А вот между головкой и колодочкой трости натянут волос, изготовленный из белых конских волос. Весит смычок 60 г, он должен быть легким для того, чтобы музыкант мог легко с ним обращаться.

А как называют людей, которые играют на скрипке?

Дети. Скрипачами.

М.р. А теперь послушайте юного скрипача из детской школы искусств. Он исполнит народную песенку «Пастушок».

М.р. Скрипки бывают разных размеров. Кроме больших скрипок существуют скрипки маленького размера для детей. А в XVIII столетии были совсем малюсенькие скрипки, которыми пользовались учителя танцев, играя во время урока своим ученикам мелодию танца. Их называли «пошетта». Эти малютки легко умещались в кармане пиджака. А давайте и мы сейчас посмотрим, можно ли танцевать под звуки скрипки. Танцевать мы будем под музыку «Польки» композитора И. Штрауса, а называется она «Полька– Пиццикато». Ее играют струнные инструменты: скрипка, альты, виолончели. Но музыканты играют на них не смычком, как обычно, а защипывая пальцами струны. Этот прием игры называется «пиццикато». Выходите, вставайте в круг. А сейчас представьте себе, что вы на уроке музыки, под звуки малютки-«пошетты» исполним польку легко, изящно, весело, озорно.

Звучит «Полька – Пиццикато» И. Штраус (фрагмент).

1. Поскоки.

2. Сужение круга, хлопки.

3. Расширение круга, хлопки.

4. Приседания, кружения.

4. Притопы, кружения.

5. Поскоки.

(Дети сели)

М.р. Хорошо было танцевать под звуки скрипки? Какой замечательный инструмент, не правда ли? Создание такого инструмента – заслуга прославленных старых мастеров, имена которых вы, наверное, слышали: Амати, Гварнери, Страдивари. А еще всему миру известно имя великого итальянского композитора Антонио Вивальди.

И в нашей стране были замечательные скрипачи, это Л. Коган, Д. Ойстрах. Во всем мире известен камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Послушайте в их исполнении отрывок из концерта А. Вивальди «Времена года».

Звучит А. Вивальди (фрагмент).

М.р. Вас взволновала эта музыка?

(Дети отвечают)

М.р. Вам понравилось в мире музыки?

(Дети отвечают)

М.р. С каким инструментом мы познакомились?

(Дети отвечают)

М.р. А что нового сегодня узнали?

(Дети отвечают)

М.р. Концерт окончен,

Музыка вдруг смолкла.

Но так ли это?

Кажется, сейчас

Она звучит,

И будет долго, долго

Еще звучать для каждого из нас.

А еще в мире музыки всегда звучат песни. Давайте и мы с вами споем песню «Праздник веселый».

(Дети выстраиваются перед гостями,

исполняют песню «Праздник веселый» Д. Кабалевского)

М.р. Вот и закончился наш праздник. Мы с волнением будем ждать, когда снова вместе побываем в мире музыки. До новых встреч, друзья!

Цикл занятий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров. Ориентирован для использования музыкальными руководителями детских садов, педагогов ДМШ и дополнительного образования, для семейного просмотра.

Детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме, когда она облечена в интересную, доступную их пониманию оболочку.

Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов так, чтобы они не заскучали? Чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве их названий и групп?

К сожалению, показать и услышать инструменты оркестра вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. Так возникла идея о цикле занятий, в котором дети в игровой форме знакомились бы с инструментами. Прежде всего, захотелось, чтобы дети увидели инструменты в необычной, сказочной обстановке. Я решила использовать сказку в стихах Сергея Волкова «Детям о музыке». Предлагаемые видеоролики являются авторскими. Продолжительность роликов небольшая, от 2 до 3,5 минут. Это позволяет даже детям-дошкольникам сконцентрировать внимание и не утомляет.

Цель: Используя ИКТ технологии, познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров.

Задачи:

  • развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей;
  • учить по слуху и зрительно различать основные группы инструментов симфонического и народного оркестра;
  • дать представление об основных особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры.

Ресурсы: Мультимедийная система или телевизор с DVD-плеером; печатные дидактические пособия, раскраски (по количеству детей); набор детских музыкальных инструментов К. Орфа, музыкальные игрушки.

Тематический план

  • Октябрь - знакомство с клавишно-духовыми инструментами (гармонь, баян, аккордеон).
  • Ноябрь - знакомство с клавишно-ударными инструментами (рояль, фортепиано).
  • Декабрь - знакомство со струнно-смычковыми инструментами (скрипка, виолончель, контрабас).
  • Январь - знакомство с ударными инструментами (литавры, тарелки, большой барабан).
  • Февраль - знакомство с медными духовыми инструментами (труба, тромбон, туба).
  • Март - знакомство со струнно-щипковыми инструментами (арфа, гитара, балалайка).
  • Апрель - знакомство с деревянными духовыми инструментами (флейта, саксофон, фагот).
  • Май - повтор и закрепление пройденного материала.

Примерная структура занятия:

  1. Музыкальное приветствие
  2. Просмотр видеоролика
  3. Ответы на вопросы
  4. Творческое задание, дидактическая игра
  5. Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов
  6. Домашнее задание
  7. Рефлексия

Рекомендуемый дидактический материал и творческие задания: Авторские видеоролики (7 частей), видео-сюжеты выступлений симфонического и народного оркестров, иллюстрации, познавательная информация (как устроен инструмент; история инструмента; как используется); развивающие задания («Дорисуй недостающее», «Четвертый лишний», «Нарисуй по памяти», «Раскрась по образцу»); разрезные картинки, музыкальное «Лото», дидактические игры на развитие тембрового слуха.

Результат: у детей улучшается память, мышление, воображение, внимание, развиваются творческие и музыкальные способности, любознательность.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Вконтакте

Одноклассники

Комментарии (19 )

17.04.2011 в 12:40

Оксана Анатольевна, добрый день! Презентация, конечно, СУПЕР!!! Вы - Умница!!! Иметь в детском саду такого творческого, музыкального руководителя просто счастье! Но на мой взгляд и вкус, я бы поменяла цвет шрифта. Черный цвет - цвет траура, печали, а у Вас там такая красота!!! Он как-то не вписывается в такие красочные видеоролики. Но это мое мнение!!! Спасибо огромное за работу, она просто - Чудо!!! С большим удовольствием поставила бы Вам 100 баллов.
Желаю Вам творческого вдохновения, удачи на конкурсе!
С уважением Ирина Николаевна

17.04.2011 в 14:12

17.04.2011 в 21:00

Ирина Николаевна, да я сама так захотела. У меня ведь одна работа участвует в конкурсе, этого достаточно. Публикация моей работы - это уже очень хорошо, спасибо огромное Елене Вячеславовне! Несмотря на большую занятость она опубликовала мою внеконкурсную работу очень быстро. Еще раз спасибо!

21.04.2011 в 08:34

Стоящая, грамотная, практически значимая работа! Знаю на собственном опыте, дети плохо воспринимают такой "витиеватый" шрифт, особенно, если большинство из них только учатся читать. Нет предела совершенству, удачи автору и новых творческих идей! С уважением...

21.04.2011 в 10:18

Анна Николаевна, спасибо! Мне стоило дать рекомендации по прочтению текста в аннотации, чтобы не было разночтений. Текст предназначается для выразительного прочтения педагогом, это подсказка только для него. Так как текст меняется четко под музыку, дети в любом случае не успеют его прочесть. Старший дошкольный возраст наступает с 5 лет, мои пятилетки (старшая группа) смотрели с удовольствием, а я читала и давала по ходу просмотра краткие комментарии. Для того, чтобы использовать ролик в младших классах школы, вы правы, можно поменять шрифт. Спасибо!

28.04.2011 в 15:16

Людмила Алексеевна, спасибо за Ваш комментарий. Я всегда стараюсь адекватно реагировать на критику, но мне не совсем понятно, что Вы имели ввиду (цитирую) - текст очень сложен для детей этого возраста. Сложен для прочтения или для понимания? Поясните, пожалуйста. Если для прочтения - я пояснила выше в своем посте, что текст предназначается для прочтения педагогом, если для понимания.... Сергей Юрьевич Волков написал свою книгу стихов "Детям о музыке" специально для малышей. Она иллюстрирована рисунками Вячеслава Михайловича Котеночкина. Мне захотелось сделать что-то свое, в музыкальном формате. Никто в комментариях, к сожалению, не сказал о той роли музыки, которая отводится этим роликам - ведь здесь не только визуальное знакомство с инструментами, но и слуховое! Я очень счастлива, что мои ролики высоко оценил С. Волков, как поэт. Да, они не совершенны, но нет предела совершенству! Большое спасибо всем, кто оставил комментарий, свои пожелания! Я обязательно доработаю ролики, возможно озвучу. Если у кого-то возникают вопросы по скачиванию роликов с Ютюба, пишите! Рада буду помочь! Для меня главное, если моя работа не "ляжет на полку", а поможет детям познакомится с музыкальными инструментами в игровой форме. Спасибо!

30.04.2011 в 00:16

Оксана Анатольевна, здравствуйте. Мне очень нравятся все Ваши работы. Конкретно об этой: прекрасные ролики, великолепный подбор музыки, сюжетно, интерактивно. Сын-первоклассник в восторге, просматривает вместе со мной, просит скачать для нашего класса. Так что, с Вашего разрешения, хотелось бы воспользоваться Вашими материалами для знакомства детей с группами музыкальных инструментов, их видом и звучанием. А проблемы со скачиванием у меня, действительно, возникли. Прошу Вашей помощи. С уважением, Ирина Владимировна.

30.04.2011 в 08:02

Ирина Владимировна, очень рада, что ролики понравились не только Вам, но и Вашему сыну! С удовольствием попробую помочь.
1. Нажмите на значок You Tube на встроенном плеере ролика - перейдете на страничку, где он закачан.
2. В адресую строку браузера перед словом youtube впишите две буквы ss (эта ссылка стане выглядеть вот так: www.ssyoutube.com/watch?v=RcIlB3z1wb4&feature=player_embedded), затем нажмите enter.
3. Вы перешли на страничку, где можно его скачать - SaveFrom.net
4. Далее выберите формат, в котором хотите скачать ролики - FLV HQ, FLV или MP4. Я всегда выбираю формат mp4, т.к. остальные форматы очень портят качество картинки.
5. Начнется скачивание. Если Вы собираетесь смотреть видео на компьютере или записать его на диск - лучше после скачивания переформатировать его в любой другой видео формат, который поддерживает ваш плеер. Могу посоветовать Format Factory - бесплатный но многофункциональный медиа конвертер. Его можно найти для скачивания в свободном доступе в интернете.
Вот такие "заморочки из бочки"... скачать, переформатировать... но по другому с Ютюба не получится. Зато научившись однажды, он откроет перед Вами двери в мир удивительного видео!

12.05.2012 в 23:38

Оксана Анатольевна! Уверена, что цикл занятий будет интересен широкой аудитории. В первую очередь, специалистам-музыкантам. Познавательный, развивающий, увлекательный, готовый практический материал! Технически - это вершины в педагогике. Наконец, это прекрасный подарок детям. Хорошие находки: звучанию инструментов предшествуют звуки природы - это тонкая настройка слухового восприятия; инструменты звучат отдельно и в созвучии с другими; спокойный наезд, крупным планом на детали корпуса инструмента, позволяет хорошо рассмотреть его. Не стоит торопиться с озвучкой видео: не будет ли тогда звучать текст одновременно со звучанием инструмента? Можно прочитать стишки, а можно написать их на пригласительных билетах на концерт и выучить... Главное, чтобы дети прислушались к голосу инструмента, запомнили, а затем смогли выделить тембр его звучания в дуэте, квартете, наконец, оркестре. Ваш значимый и весьма интересный опыт, уже нашел свое применение? С уважением Наталья Павловна.

Беседа о музыке в системе музыкального образования строится на формировании музыкальной культуры учащихся в процессе общения их с высокохудожественными образцами народной, классической и современной отечественной и зарубежной музыки. Школьников необходимо научить эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки на основе усвоенных ими знаний, воспитывать потребность в слушательской деятельности.

Слушательская деятельность призвана содействовать:

  • а) развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и учебно-творческих способностей;
  • б) освоению музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • в) овладению практическими умениями применять усвоенные музыкальные знания;
  • г) воспитанию музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств; любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

В процессе слушательской деятельности формируются следующие представления:

  • - об образной природе музыкального искусства; о воплощении в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношений к природе, к жизни;
  • - о музыке народной и профессиональной; о композиторе -- исполнителе -- слушателе; о музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края;
  • - о выразительности и изобразительности в музыке; интонации и развитии в музыке; песенности, танцевальности, маршевости; основных средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад);
  • - о различных видах музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая); многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух- и трехчастная, вариации, рондо);
  • - о певческих голосах (детские, женские, мужские); хорах (детский, мужской, смешанный); музыкальных инструментах; оркестрах (народных инструментов; духовом, симфоническом);
  • - о музыкальном искусстве в жизни страны: государственном музыкальном символе -- Гимне России; музыкальных традициях родного края; важнейших событиях музыкальной жизни (конкурсы, фестивали и др.) .

Беседа о музыке не ограничивается только слушательской деятельностью. Как подчеркивает Д.Б.Кабалевский, уделявший в своей деятельности большое внимание данной форме приобщения школьников к музыкальному искусству, беседы о музыке могут включать в себя рассказ о музыке, ее исполнение на каком-либо инструменте, ответы на вопросы детей, пение любимых песен под аккомпанемент музыканта-педагога.

Принципиальная разница между уроками музыки и беседами о музыке состоит в том, что для бесед характерны эпизодический характер занятий, свобода выбора содержания, а для уроков музыки - систематичность, следование определенной программе.­

Общую направленность бесед о музыке Д. Б. Кабалевский формулирует следующим образом: «Каждую беседу о музыке саму по себе надо рассматривать как частицу накапливаемого опыта слушания музыки, как частицу нового ее познания и, следовательно, понимания» .

Д. Б. Кабалевский отмечает, что тематика бесед о музыке для детей и юношества практически не имеет границ, «особенно если представить себе, какие широчайшие горизонты открываются при рассмотрении музыки в ее сочетании с другими искусствами, с различными событиями истории человечества, короче говоря -- во всех ее жизненных связях» .

Особое внимание придает Д.Б.Кабалевский совместному (музыканта-педагога и детей) обсуждению прослушанной музыки, подчеркивая, что «совместное обсуждение может дать лучший результат, чем высказывание безапелляционным тоном своих собственных убеждений» .

В своих книгах «Как рассказывать детям о музыке?» и «Ровесники» Д. Б. Кабалевский делится своим богатым опытом организации и проведения бесед о музыке и излагает собственные размышления, выводы, которые сделаны на основе многолетней работы. При этом композитор-педагог всякий раз не просто приводит какой-либо интересный пример, наблюдение, но и объясняет, в чем смысл обращения к нему. Например: «Юные слушатели гораздо основательнее усваивают музыку, если все произведения, включенные в программу, объединены какой-либо близкой им, интересной темой, способной увлечь их. Слушая под углом зрения такой темы всю программу, они обязательно будут сопоставлять одно произведение с другим и все их соизмерять с общей темой. Надо ли говорить, насколько глубже такое восприятие в сравнении с тем, когда одно произведение слушается вслед за другим, "перебивая" друг друга без всяких сопоставлений, соизмерений, обобщений...» .

Ниже приведем пример знакомства детей младшего школьного возраста с циклом пьес - фантазией «Карнавал животных» Сен-Санса.

Карнавал животных

Цикл пьес «Карнавал животных» -- одно из самых известных и популярных произведений Сен-Санса. «Большая зоологическая фантазия» -- так назвал композитор «Карнавал животных». Сен-Санс не очень серьезно относился к этому произведению, и оно было исполнено всего два раза при жизни автора.

Кроме Лебедя, все персонажи на этом карнавале представ­лены композитором в шутливом, а порой даже карикатурном виде. За образами животных зачастую виделись человеческие характеры, которые они олицетворяют. Может быть, поэтому композитор не стремился публиковать и исполнять это про­изведение, слишком прозрачное для современников композитора? К тому же Сен-Санс имел репутацию «серьезного композитора» и он не очень хотел выглядеть несерьезно.

Фантазия композитора удивляет и свидетельствует об остроумии композитора: начиная с названия пьес, заканчивая составом музыкальных инструментов. Сен-Санс использовал довольно необычный инструментальный ансамбль в этом произведении: два фортепьяно, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, фисгармония, ксилофон и челеста.

Все инструменты используются зачастую как солирующие и звучат так ярко, что для многих поколений любителей музыки «Карнавал животных» стал «путеводителем по музыкальным инструментам».

Тема: «Карнавал животных»

  • -- Ребята, скажите, что такое карнавал? (Праздник, костюмированный маскарад).
  • -- Действительно, карнавал -- это костюмированный праздник в масках, и кто скрывается за ними, мы можем узнать лишь по характеру. Сегодня на карнавале будет много гостей: «Карнавал животных» состоит из 14 пьес, и в каждой из них, кроме последней пьесы, появляется как минимум один герой. Обычно мы слушаем все пьесы с начала до конца. Но на карнавале -- шумном, веселом и хаотичном -- мы познакомимся с разными героями по фрагментам из пьес.

На доске рисунки с изображениями персонажей, которые расположены в свободной форме -- как на карнавале -- но последовательность расположения героев выдержана и связана с последовательностью звучания пьес.

Итак, ребята, карнавал открывает шествие Королевских львов (звучит фрагмент пьесы «Королевский марш льва» -- хроматические волны фортепьянных октав).

За ними шествуют петух и куры (пьеса «Курицы и петух» представлена фрагментом назойливых птичьих криков).

А вот появляются красавицы-модницы Антилопы (фрагмент из пьесы «Антилопы» -- пассажи фортепьяно, передающие бег легких животных).

Медленно открывается дверь, и в зале появляются Черепахи (в пьесе «Черепахи» звучит канкан, который в медленном темпе выглядит, как насмешка над медлительностью).

Сейчас вас приветствуют в танцевальном «па» Слоны (в пьесе «Слоны» контрабас исполняет вальс, чем композитор подчеркивает тяжеловесность героев).

Познакомьтесь, Кенгуру («Кенгуру» -- легкие «прыжки» на фортепьяно).

А вот и лесная красавица Кукушка (во фрагменте из пьесы «Кукушка в глубине леса» на красивом спокойном фоне настойчиво «кукует» кларнет).

Рыбки на карнавале появляются в воде: в музыке это воз­можно, кроме того, это ведь фантазия («Аквариум» -- звучит фрагмент волнообразного движения, переливов челесты, фисгармонии, флейты, струнных инструментов и пассажей фортепьяно).

Следующим появляется герой с длинными ушами, как его назвал композитор (звучит фрагмент визгливых и протяжных звуков скрипок из пьесы «Персонаж с длинными ушами»).

Карнавал в разгаре, все веселятся, забавляются, и в этом хаосе и движении зазвучал чистый голос Лебедя (звучит начало пьесы «Лебедь» -- поэтичная, светлая музыка, наполненная внутренней гармонией и благородством).

Идет обсуждение с детьми, кто в этом потоке гостей им больше всего запомнился и почему? Получился ли карнавал, почему этот цикл пьес композитор назвал фантазией? Напоминают ли персонажи карнавала людей, их характеры? Знают ли они, кто композитор этого произведения?

Итак, мы можем сделать вывод, что для детей младшего школьного возраста характерно восприятие музыки более эмоциональное и непосредственное. Музыкальный образ воспринимается детьми обобщенно, детям легче слушать программные музыкальные произведения, и чем полнее программа, тем лучше, в этом возрасте им понятнее визуальные образы. Слушание музыки помогает детям внимательно относится к окружающему звуковому миру, активизирует их произвольное слуховое внимание и, самое главное, развивает их слушательский багаж, который лежит в основе музыкальной культуры каждой личности.

Музыкальная беседа для школьников «Инструмент с человеческой душой»

Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с необыкновенным музыкальным инструментом - виолончелью. Послушайте, как звучит этот инструмент.

Дети слушают фрагменты произведения Ж. Массне «Элегия». После прослушивания дети обмениваются впечатлением о характере звучания и тембре инструмента.

Музыкальный руководитель: У виолончели звук низкий, густой, певучий, он очень похож на голос человека. В этом секрет особой выразительности этого инструмента.
Родина виолончели - Италия. У современной виолончели богатая история, целое семейство виол - это ее старинные родственники. Некоторые предки виолончели были мало похожи друг на друга.

Педагог показывает иллюстрации с изображением старинных инструментов: виола да гамба («ножная» - ока ставилась вертикально, как виолончель), виола да Браччо («ручная» - она держалась левой рукой, как скрипка).

Музыкальный руководитель: 500 лет назад богатые итальянские семьи имели несколько виол, которые звучали в домашних оркестрах. Такие наборы назывались сундуками или консортами.

Виолы были меньше современной виолончели, и звук их - тише и более глухой. Струнами виол служили высушенные и натянутые на инструмент бычьи жилы. Лишь 300 лет назад виолы уступили место виолончели.

Старинные мастера десятилетиями искали и готовили материал, чтобы создать инструмент с певучим и ярким звуком.

Посмотрите, какая затейливая форма у виолончели (педагог демонстрирует изображение инструмента или сам инструмент) . Изогнутость линий виолончели связана с характером звука, который она издает. Голос струны отражается внутри корпуса инструмента и разливается в разные стороны - получается как бы многоголосое эхо, поэтому звук виолончели очень выразительный. Давайте послушаем музыкальное произведение, которое исполняется на этом инструменте.

Звучат фрагменты пьесы К. Сен-Санса «Лебедь» и сонаты Ф. Шуберта «Арпеджионе».

Музыкальный руководитель: Играют на виолончели сидя, оперев ее о пол специальным шпилем, а звук извлекают с помощью смычка. Но каждый инструмент, созданный мастером, имел свой голос, свои особенности. Существовали даже секреты старинных итальянских мастеров (Николо Амати, Дж. Гварнери). И ни один из инструментов, созданных великим мастерами, не похож друг на друга.

Дети слушают фрагменты произведений: Ф. Госсека «Гавот», Л. Боккерини «Менуэт». По завершении педагог вместе с детьми сравнивает рисунки инструментов и отмечает, что все они не похожи друг на друга, так же как и у старинных итальянских мастеров. Педагог предлагает дома прослушать с родителями пьесу, которая бы исполнялась на виолончели выдающимися виолончелистами.

gastroguru © 2017